Найти тему

Развитие делового туризма: какие перспективы есть у Беларуси

Фото: imghub.ru
Фото: imghub.ru

Сфера делового туризма во время пандемии 2020 г. пострадала очень сильно: мероприятия массово отменяли или переводили в онлайн. В последние годы этот сегмент рынка начал возвращать позиции. При этом белорусский турсектор (в т.ч. и деловой туризм) в основном фокусируется на России и странах СНГ. Беларусь сейчас намерена активно участвовать в перераспределении потоков деловых туристов из РФ, особенно из Москвы. Чтобы привлечь их, в Минск даже планируют запустить чартерную «Ласточку». Тема обсуждалась на пресс-конференции в Минске. «ЭГ» узнала подробности.

ДЕЙСТВИЯ РЕГУЛЯТОРА

Ирина Воронович
Ирина Воронович

В Беларуси на официальном уровне признано 13 видов туризма и каждый из них находится в ведении какого-то из госорганов. Развитие делового туризма курирует Минспорта. При минис­терстве создана рабочая группа, которая определяет правила игры на этом рынке. Возглавляет ее директор Департамента по туризму Минспорта Ирина Воронович. В ведомстве разработали дорожную карту, где прописали свое видение такого туризма. В документе выделено три основных раздела: организационные мероприятия, маркетинговые мероприятия и создание туристических продуктов. Отдельное внимание уделено также инвестиционным проектам в этой сфере.

Кроме того, при Совмине создана постоянная комиссия Межведомственного совета по вопросам выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности. Эта структура также занимается разработкой правил для рынка делового туризма. Входят в нее как представители власти, так и бизнес.

Одной из областей делового туризма считается MICE-туризм. Речь идет о проведении презентаций, переговоров, конференций, симпозиумов, конгрессов, корпоративных праздников для частных и государственных компаний и т.д. Во всем мире это направление тесно связано с гостиничным бизнесом. Большие отели считаются самыми удобными локациями для таких мероприятий.

В 2022 г. Национальное агентство по туризму разработало каталог по MICE-туризму, в котором содержится полный перечень объектов гостиничной и другой инфраструктуры, предназначенной для деловых гостей. Этот каталог постоянно обновляется. Потенциальные клиенты, заинтересованные в выборе площадки для проведения своего мероприятия, могут выбрать там подходящую локацию. Найти сертифицированную гостиницу можно и на сайте Нацагентства: там размещена вкладка «Сертифицированные туристические компании и средства размещения».

По информации регулятора, на 1 января 2024 г. в стране работало 600 гостиниц и других средств размещения. И. Воронович уточнила, что их единовременная вместимость составляет 38,5 тыс. человек. При этом действует четыре 5-звездочных гостиницы и гостиничных комплекса, десять 4-звездочных гостиниц, тридцать четыре 3-звездочных и две 2-звездочных гостиницы.

«У нас также есть гостиничные комплексы, где часто проходят мероприятия с большим количеством участников. Такие гостиницы позиционируют себя на рынке услуг гостеприимства как бизнес-отели и ориентируются на делового туриста. В Беларуси есть все возможности для проведения достойных деловых мероприятий», – отметила глава департамента.

Кроме того, в следующем году в Беларуси запланировано открытие Минского международного выставочного центра. Это событие ждут все участники рынка, т.к. новый объект серьезно повлияет на развитие белорусского делового туризма. В стране сейчас не хватает такой большой площадки для проведения выставок, конгрессов и других масштабных мероприятий.

ПЕРЕКЛЮЧИТЬ ПОТОКИ

Филиппа Гулого
Филиппа Гулого

По словам председателя Республиканского союза туристической индустрии Филиппа Гулого, с 2022 г. деловой туризм в Беларуси ожил, начал развиваться более активно. В белорусские компании сейчас поступает намного больше запросов на проведение разного рода MICE-мероприятий, чем в прошлом году.

Сейчас перед участниками рынка стоит несколько задач, на которые стоит обратить пристальное внимание. Первая связана с проведением крупных MICE-мероприятий для бизнеса из РФ. По словам Ф. Гулого, этот поток долгое время замыкала на себе Анталия. Кроме того, российских деловых туристов хотели бы заполучить и Баку, и Ташкент, и Самарканд, и другие города. При этом в любой из этих городов нужно лететь, а организовать перелет для 900–1000 сотрудников какой-нибудь крупной московской компании – удовольствие не из дешевых. Для этого понадобится несколько самолетов, несколько дней и немаленький бюджет. В Минск такую компанию доставить самолетами тоже не так просто, но у нас с Россией хорошо развито железнодорожное сообщение. Поэтому РСТИ сейчас ведет переговоры с РЖД, чтобы организовать чартерную «Ласточку». Такой поезд может за один раз перевезти около 900 человек, и заказчик сэкономит крупную сумму на дороге. При этом минские отели вполне способны принимать такое количество гостей и организовать им комфортное проживание.

По словам главы турсоюза, этот вопрос будет обсуждаться с российскими коллегами на туристической выставке «Отдых». «Бизнес в этом очень заинтересован, по идее в этом должна быть заинтересована и РЖД. Соответственно, это вопрос цены, договора, решения, кто будет основным оператором этой истории», – уточнил Ф. Гулый.

Если с РЖД удастся договориться, то Беларусь сможет предлагать московскому бизнесу очень интересные по цене и качеству варианты для проведения масштабных корпоративных мероприятий.

Больше статей:

Новости Беларуси: экономика, финансы, право и бизнес