9 апреля 2024 г. состоялось совещание с участием главы государства, посвященное обсуждению актуальных задач развития промышленности. Трудности и недоработки в данной сфере обсуждали более 250 человек, среди которых члены правительства, губернаторы, руководители предприятий.
ПРОБЛЕМЫ ПРОМПРЕДПРИЯТИЙ
На совещании отметили, что за 3 последних года объем промпроизводства вырос почти на 40%. В 2023 г. промышленной продукции было произведено почти на 30 млрд руб., а темпы роста составили 113%. Однако ситуация на разных предприятиях неодинаковая. Так, наблюдается значительное увеличение выпуска электроники, легковых и грузовых автомобилей, комбайнов, а такие предприятия, как «Планар», «Интеграл» и «БелОМО», полностью сформировали портфель экспортных заказов на текущий год и имеют задел на 2025 год.
В это же время ряд предприятий демонстрирует снижение показателей. Более чем на четверть просел «Бобруйскагромаш». Только на 12% в 2023 г. был загружен Минский подшипниковый завод. Загрузка оборудования по производству импортозамещающего современного металлорежущего инструмента (сверла и фрезы), введенного в 2023 г. Оршанским инструментальным заводом, составляет только 50%. Сократились объемы выпуска холодильников, тракторов, погрузчиков, двигателей и другой производимой белорусскими предприятиями продукции.
Вторая болевая точка – сбыт произведенной продукции. Глава государства напомнил, что в последние годы внешняя торговля организаций Минпрома характеризовалась, с одной стороны, ростом экспортных поставок, с другой – вынужденным уходом с западных рынков.
В 2023 г. промышленность вышла на рекордное за последнее десятилетие значение экспорта – 6,5 млрд USD, получив прирост к уровню 2022 г. на 8%. Причем экспорт стабильно увеличивается 3 года подряд. Это означает, что промышленность смогла нивелировать негативные тенденции 2019–2020 гг., компенсировав снижение поставок на выпавшие рынки за счет увеличения экспорта на рынки дружественных стран.
Однако ситуация по дальнему зарубежью складывается хуже, чем на традиционных рынках сбыта. Объем продаж по данному направлению составил менее 20% по отношению к досанкционному 2021 г. Не выполнены планы по экспорту в дружественные страны дальней дуги. И это при том, что в Африке, Латинской Америке, Азии есть спрос на промпродукцию из Беларуси. Несмотря на договоренности, подготовленные правительством, руководители предприятий, по мнению Александра Лукашенко, недостаточно активны в этом направлении, хотя основная стратегия развития в данном направлении давно определена – создание совместных сборочных производств белорусской техники в опорных странах.
Глава государства подверг критике и действующую систему сбыта производимой продукции, указав на ее негативное влияние на конечную цену. Так, при реализации в РФ по схеме «производитель – генеральный импортер – дистрибьютор – дилер – конечный потребитель» стоимость фронтальных погрузчиков «АМКОДОР» увеличивается в цене более чем на 50%, грузовой и пассажирской техники МАЗ – на 20%, что приводит к заметному снижению конкурентоспособности продаваемой техники по ценовому фактору.
Еще одна негативная тенденция – потеря позиций на внутреннем рынке. До сих пор имеет место приобретение иностранных аналогов по тем позициям, где имеется широкая линейка техники белорусского производства. Так, в 2023 г. одних только тракторов приобрели более тысячи единиц, что привело к недополучению выручки 40 млн USD. Другой пример: белорусские подшипники, произведенные после модернизации подшипникового завода, имеют качество не ниже, чем у мировых лидеров, однако высокие затраты на производство не позволяют конкурировать по цене в тендерных закупках даже на внутреннем рынке.
Обсуждалась и ситуация с расчетами. За 2023 год внешняя просроченная дебиторская задолженность в отрасли выросла более чем на 10%, а ведь это деньги, которые могли бы пополнить оборотные средства или быть направлены на инвестиции. Появление задолженности часто является следствием бездумной гонки за выполнением показателей по разгрузке складов и экспорту, однако результатом нередко оказывается рост количественных показателей, но падение качественных. Итог – снижение рентабельности, которая не дотягивает до уровня 2022 г., рост убыточных организаций и суммы убытков.
Еще больше негатива озвучил в своем докладе председатель КГК Василий Герасимов, который отметил, что приняты не все возможные меры по полной загрузке мощностей. Имеется ряд проблем по отраслевым проектам Минпрома: в частности, отставание от графиков и недостаточная работа по рациональному импортозамещению. Из-за нерасторопности производителей теряются позиции даже на внутреннем рынке – приобретается импортная автобусная, грузовая, дорожная, мелиоративная техника при наличии аналогичной от белорусского производителя. Еще один недостаток – медленный разворот совместных сборочных производств за рубежом, недорабатывают и сбытовые службы компаний-производителей.
При этом значительное число субъектов товаропроводящих сетей не принимают участие в реализации продукции, и зачастую производители не владеют сведениями о конечных потребителях товаров, реализованных иностранными дилерами. Вызывает опасение и возможная потеря позиций на основном экспортном рынке – российском.
Не искоренены в системе Минпрома и случаи коррупции, а также необоснованного посредничества. Есть вопросы и со своевременным возвратом господдержки, а также с организацией качественного сервисного обслуживания.
Продолжение статьи: