Найти тему
Вечерняя Казань

Поездка на каршеринге обернулась для жителей Казани уголовным делом

Оглавление

После аренды автомобиля пьяная компания друзей разделилась на потерпевших и подсудимых — вместо вызова такси, группа мужчин воспользовалась каршерингом, но попалась сотрудникам ДПС. Итог: водителя судят за вымогательство более 2 млн рублей.

Андрей Мартыгин / «Вечерняя Казань»
Андрей Мартыгин / «Вечерняя Казань»

История дружеского раскола берет свое начало в 2022 году: в мае пятеро товарищей после «отдыха с алкоголем» решили разъехаться по домам, но на такси поскупились и забронировали каршеринг — автором этой идеи обвиняемые называют потерпевшего Кирилла Чубарова.

Как стало известно «Вечерней Казани», он вместе с еще одним потерпевшим Давидом Салимбаевым посадил в машину компанию подсудимых — Евгения Васкауцана и Сайидбека Комижонова. Кроме них в авто находился другой «товарищ Чубарова» и также некто Назмиев — их процессуальный статус не уточняется, но представители потерпевших говорят, что Назмиев должен проходить по делу подсудимым.

Облава на каршеринг

В качестве водителя этой компании выступил Васкауцан — он управлял машиной под аккаунтом Чубарова и находился при этом в состоянии алкогольного опьянения.

— Я просто выезжал с заправки и в какой-то момент наткнулся на рейд сотрудников ДПС Ново-Савиновского района. Они проверяли водителей каршеринговых машин — и вот так меня выявили, я был выпивший. Машина была целая, никаких ударов, ничего не было, — рассказал «Вечерней Казани» Евгений Васкауцан.

После встречи с сотрудниками он «сел» на 10 суток, а освободившись, столкнулся с внезапным требованием — Чубаров, как владелец аккаунта, решил «предъявить» ему за все последствия поездки, и выставил счет: пять миллионов рублей.

Сумму обосновал очень просто — пришлось выплатить Яндексу большой штраф за неправомерную «передачу руля» Васкауцану, а также дать взятку полицейскому, чтобы его, Чубарова, не лишили водительского удостоверения. Все эти траты даже якобы вынудили потерпевшего продать машину — красную Мазду СХ-5.

Автор фото: Андрей Мартыгин / «Вечерняя Казань»
Автор фото: Андрей Мартыгин / «Вечерняя Казань»

Васкауцан возместить ущерб был не против, но попросил доказательств — хотел взглянуть на документы об оплате штрафа Яндексу или договор купли-продажи авто.

За неделю Чубаров так ничего и не предоставил, а требования смягчил — вместо пяти миллионов рублей стал просить один. Но не сработало. Подсудимый решил, что его просто обманывают — и выставил ответное требование: 50 тысяч рублей компенсации за этот курьез. Сделка завершилась, дружба продолжилась.

Со слов Васкауцана, эти деньги тратились на совместный отдых все в той же компании. Также подсудимый утверждает, что купил из этих денег Чубарову телефон — IPhone 7. Слова подтверждаются переписками и совместными фотографиями в соцсетях.

Однако следствие эти 50 тысяч рублей расценивает как «вымогательство, совершенное группой лиц по предварительному сговору» (пункт «а» второй части 163 статьи УК РФ, до семи лет лишения свободы) — этот эпизод вменяется Васкауцану и Комижонову.

Несмотря на то, что в суде так и не прозвучало обвинительное заключение, пресс-служба учреждения уточняет: ущерб по второму эпизоду составляет 2,2 миллиона рублей. Его вменяют Васкауцану и еще одному подсудимому Павлу Линейцеву. (Пункт «б» третьей части 163 статьи УК РФ, «вымогательство, совершенное с целью хищения имущества в особо крупном размере», максимальное наказание: до 15 лет лишения свободы).

Два миллиона и эпизод Линейцева

По словам подсудимых, эти 2,2 миллиона рублей появились в деле после показаний Назмиева — он якобы оговорил их, в результате чего Линейцеву и Васкауцану приписали вымогательство в особо крупном размере.

Реальную картину обвиняемые видят иначе: Чубаров является фигурантом другого уголовного дела, связанного с мошенничеством — он якобы оформлял на себя кредиты, брал у людей из разных городов в долг, чтобы однажды объявить себя банкротом и остаться при деньгах.

Автор фото: Андрей Мартыгин / «Вечерняя Казань»
Автор фото: Андрей Мартыгин / «Вечерняя Казань»

Сумма же в 2,2 миллиона рублей является общей суммой его долгов, уверяет сторона защиты. У другого потерпевшего по фамилии Салимбаев, как говорит один из подсудимых, задолженностей ровно в четыре раза больше — и это связано с Чубаровым.

Среди людей, которые дали потерпевшему денег, оказался и Павел Линейцев — он, по словам других подсудимых, заложил свой телефон и «докинул сумму сверху», чтобы помочь Чубарову. А когда потребовал вернуть деньги назад вдруг столкнулся с обвинениями в вымогательстве.

После показаний Назмиева по этой статье стали обвинять и Васкауцана.

Позиция защиты

На последнем процессе суд все же успел выяснить, что все гражданские иски потерпевших удовлетворены — подсудимые вернули им деньги, которые в материалах дела проходят как результат вымогательства. Новых гражданских исков от потерпевших нет.

Также согласно данным открытых источников, Чубаров является фигурантом судебных разбирательств о взыскании задолженностей перед банками.

Подсудимые свою вину не признают — надеются на оправдание, ссылаясь на явные нестыковки следствия: ситуация с каршерингом произошла в мае 2022 года, а задержание Васкауцана в июне 2023-го, когда Чубаров уже стал фигурантом других судебных разбирательств.

Защита уверена, что приобретая статус потерпевшего, Чубаров пытается защититься от другого суда.

Также по словам Васкауцана, на очной ставке потерпевший подтверждал, что 50 тысяч рублей являлись компенсацией, а не вымогательством. При этом на время всего следствия, подсудимый находился на свободе, но исправно сотрудничал со следствием и не пытался скрыться.

Автор материала: Андрей Мартыгин