Несколько фактов о легендарном американском грузовике, на котором Советская Армия доехала до Победы.
Игорь ЕФРЕМОВ.
Помните фильм «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина? Сцену, где МУРовцы во главе с Жегловым на автобусе «Фердинанде», гонятся за Фоксом, который убегает от них на «Студебекере». Жеглов подгоняет водителя Копытина, а тот ему в ответ: «Как же, Глеб Егорыч, не отставай... У «Студера» мотор втрое».
Сначала об актере, сыгравшем водителя Копытина и его «Фердинанде». Он - на фото 2. Его зовут Алексей Иванович Миронов. На «морде» автобуса отчетливо видна надпись «УралЗиС». Это в 1941 году в г. Миасс Челябинской области открылся Уральский автозавод. Сейчас там выпускают грузовики «Урал», а в войну массово выпускали ЗиС-5 на оборудовании, частично эвакуированном с Московского автозавода завода имени Сталина (ЗиС).
Мощность двигателя ЗиС-5 - 73 л.с. Перед войной «отсталый» советский автопром экспортировал эти грузовики в десяток стран, от Афганистана до Эстонии. В экспортном варианте мощность движка ЗиС-5 - до 77 л.с. А у «Студебеккера US6» штатная мощность двигателя «Геркулес JXD» - 95 л.с. На 20 «лошадей» больше, но никак не втрое. Притом, «Студер» тяжелее...
Актер Алексей Иванович Миронов - участник войны. Он родился в ноябре 1924 года и летом 1941 года ему было неполных 17 лет. Но он приписал себе один год и записался добровольцем. Правда, отправили его не на фронт, а в полковую школу при зенитном артиллерийском полку, ее Миронов окончил в октябре 1942 года командиром орудийного расчета.
С марта 1943 года — ему 19 лет — Миронов в действующей армии: командир орудия, командир огневого взвода 1342-го зенитного артиллерийского полка 23-го зенитной артиллерийской дивизии. Воевал на Северо-Западном, Воронежском и 1-м Украинском фронтах, участвовал в битве за Москву, в Курской битве, форсировал Днепр, освобождал Украину, штурмовал Берлин. Награжден двумя орденами Отечественной войны, медалью «За отвагу» (1943 год), медалью «За взятие Берлина», юбилейными медалями.
* * *
А грузовик «Studebaker US6» в войну стал настоящим воином-тружеником. Всего было отправлено свыше 200 тысяч грузовиков, из них 152 тысячи — в СССР Удивительно, но по ленд-лизу американцы массово поставляли их союзникам по Антигитлеровской коалиции потому, что грузовик не прижился в американской армии — компания «Studebaker» проиграла конкурс другим конкурентам.
«Студеры» по ленд-лизу массово пошли в СССР в 1942 году как через Мурманск-Архангельск (их везли корабли арктических конвоев), так и своим ходом из Ирана, для чего американцы построили там несколько сборочных заводов. Еще некоторое число машин собирали в СССР на ГАЗе, ЗиСе и Минском автозаводе из машинокомплектов, доставленных из Америки.
На фото 3 - вид с воздуха на грузовики «Chevrolet G7107», на переднем плане и «Studebaker US6 из американских поставок в транспортном резерве командования Красной Армии под городом Можайском в Подмосковье. Снимок сделан в мае 1944 года фронтовым корреспондентом газеты ВВС «Сталинский сокол» Тимофеем Мельником.
Штатная грузоподъемность «Студеров» была 2,5 тонны, но на фронте выносливые и надежные машины несли нагрузку до 5 тонн. В отличие от советских грузовиков, «Студер» имел полный привод на все три оси. Кроме полноприводной модели US6x6, машину выпускали и во множестве других модификаций, в том числе вездеходы, оснащенные лебедкой, седельные тягачи, шасси под установку вооружения и спецкузовов. Именно на «Студебекер» во второй половине войны монтировались все отечественные системы реактивного залпового огня («катюши»), именно они составили существенную и самую любимую фронтовыми шоферами часть автопарка Красной Армии.
В противостоянии СССР (а теперь и России) с Западом было принято (да и сегодня встречается) пренебрежительное отношение к ленд-лизовским поставкам. Мол, союзники слали нам металлолом, да мы и сами справились.
Точка зрения спорная и как минимум неблагодарная. В жестокой войне с сильным и технически «продвинутым» врагом, понеся гигантские потери в начале войны, Красной Армии жизненно важна была любая помощь. Тем более это касается автомобильной техники - в автопарке Красной армии не было ничего более совершенного и надежного, чем «Студебекеры» и другие машины, поступавшие в СССР из-за рубежа.