Найти тему
Курочка Ряба

Яма (Йама): Властелин Ада

Оглавление

Яма (Йама) — бог смерти, правосудия и дхармы в индуизме. Он символизирует порядок и закон в ведическом пантеоне, являясь верховным владыкой царства мёртвых. Яма ассоциируется с заходящим солнцем, отражая свой жизненный путь от рассвета до заката. Он — сын солнечного бога Сурьи и Санджни, дочери небесного зодчего Тваштара. Его братьями считаются бог планеты Сатурн Шани и Ману, первый человек на Земле, а сёстрами — Тапати и Ямини (Ями).

Яма обеспечивает равновесие в мироздании, следя за циклами перерождений и «ведя счёт» умерших и рождённых, чтобы поддерживать гармонию между проявленным и непроявленным мирами. В «Махабхарате» Яма воплотился в министре Видуре, а в эпосе его оружием является «ямья».

После смерти, согласно ведическим представлениям, душа встречается с Ямой, который направляет её в новое воплощение. Яма играет роль справедливого судьи, вершащего высший суд над душами, исходя из их заслуг и деяний в жизни. Он предоставляет возможность исправить ошибки, давая душе шанс осознать и понять свой путь в кармическом цикле перерождений.

-2

В эпизоде из пятой книги «Махабхараты», известном как «Санатсуджата» (глава 42), царь Дхритараштра стремится к пониманию высшей мудрости у мудреца Санатсуджаты. Он задает вопрос о природе смерти и бессмертия. В ответ мудрец утверждает, что смерть является результатом невежества, а истинная бессмертие — в понимании и самопознании.

Бог Яма, властитель царства умерших, является символом смерти, но он также помогает разрушить невежество и вести души к пониманию. Он благосклонен к тем, кто в жизни стремился к добру, духовности и самопознанию. Однако тем, кто пребывал во власти жадности, страсти и заблуждений, он вводит в заблуждение, ведя к циклу рождения и смерти.

Смерть, или «марана», представляет собой состояние заблуждения и невежества, где человек ослеплен своим ложным эго и страстями. Тем не менее, тот, кто понимает истинную природу смерти, не боится ее, так как обладает высшим знанием и самопознанием, которые освобождают его от власти смерти.

Ямма и Шива

Ямма и Шива играют ключевые роли в индуистской мифологии, и их отношения представляют интересное сочетание сотрудничества, противостояния и взаимного уважения.

-3

Ямма — это бог смерти и владыка подземного царства в индуистской мифологии. Его задача — судить души умерших и определять их судьбу в аду. Шива, с другой стороны, является одним из главных богов индуизма, символизируя разрушение и воссоздание, а также является покровителем йогов и аскетов.

-4

В одном из популярных мифов Ямма отправляется к Шиве, чтобы убедить его возвратить украденную душу и дать ей возможность вернуться в ад. Шива, однако, отказывается, утверждая, что каждый человек должен жить свою жизнь и принимать свои решения. Это приводит к противостоянию между богами, и в итоге Ямма пытается напасть на Шиву. В ответ Шива уничтожает Ямму, но позже понимает свою ошибку и воскрешает его, осознавая важность его роли в космическом порядке.

Этот миф подчеркивает сложные отношения между Яммой и Шивой, их взаимное уважение и понимание важности каждой из их ролей в космосе и человеческой жизни.

Имя бога Ямы

-5

На санскрите корень имени Яма — «яму», что переводится как ‘воздерживаться, прекращаться, останавливаться’. Это указывает на прекращение конкретного воплощения. Также имя Яма может быть переведено как ‘близнец’. Его также называют Кала, Калантака и Парамештхин. Известен также как Мритью (бог смерти) и Дхарма, Дхармарадж (бог закона и справедливости). В "Махабхарате" он упоминается как «владыка Яма Вайвасвата», где Вайвасвата переводится как «сын Солнца». Его также изображают как бога разрушительного времени, владельца жезла, знатока высшей Дхармы, который прекращает бренное человеческое бытие и управляет миром усопших и предков.

Изображение бога Ямы

-6

На изображениях Яма изображен с двумя или четырьмя руками, держащими символические атрибуты: аркан или петлю, символизирующие жизнь; булаву — знак власти; меч — символ непривязанности и отсечения земных влечений; а также жезлы, представляющие силу и власть. Согласно «Гаруда пуране», в его руках раковина, диск, булава и меч.

Описание его облика в текстах таково: грозное величественное тело, сидящее на буйволе, в руке которого жезл. Яма изображен с громким и могучим видом, чёрным, как ночь, и сверкающим вооружением, подобным молниям, в своей тридцатидвухрукой форме, с глазами, напоминающими колодцы, и огромными клыками. Он часто изображается с гневным выражением лица, красными глазами, короной, символизирующей власть над царством мёртвых, и синим или тёмно-зеленым оттенком кожи, одетым в красное или синее облачение. Владыка Яма сидит на своем ездовом животном, буйволе, символизирующем его страшную силу и неотвратимость смерти.

Царство Ямы: Дом справедливости и перерождения

Согласно ведическим учениям, после смерти души направляются в царство Ямы, где происходит их новое воплощение. Это место, где бог Агни, символ огня, принимает физическое тело покинувшей души, полностью его поглощая. Царство Ямы расположено в глубинах подземного мира, известного как Патала-локи, и известно также под названиями Яма-лока, Нарака и Каличи.

В «Ригведе» говорится о трёх небесах: два из них принадлежат Савитару, а третье, самое высшее, — Яме, которому подвластны «все бессмертные».

В «Махабхарате» описывается величественный дворец Ямы, созданный небесным архитектором Вишвакарманом. Этот дворец, блеском равный солнцу, может перемещаться по воле своего хозяина. Здесь царствует музыка и пение, и множество благочестивых служителей обслуживает великого Яму.

«Бхагавата пурана» указывает на расположение царства Ямы у подножия горы Меру и описывает местоположение адских миров для тех, кто вел нечестную жизнь. Тамисра, Андхатамисра, Раурава и другие — это некоторые из этих адских планет.

-7

«Гаруда пурана» рассказывает о Ямином городе как о четырёхвратной земле чудес, где его помощник Читрагупта ведёт суд над душами, обсуждая их добрые и злые дела. Души проходят панораму своей прошлой жизни перед ним, воссоздавая каждый момент своего существования.

В этом царстве Яме помогают многие божества и мудрецы, включая Мритью, символ смерти, и Кала, покровитель времени. Все они собрались в собрании, чтобы поддержать Яму в его справедливом правосудии, распределяя души между высшим светом Сваргой и низшими мирами Наракой.

Яма как воин:

-8

В грандиозной ткани индуистской мифологии Яма не просто бог смерти и правосудия; его также изображают как мощного воина. Вооруженный своими могущественными орудиями и обладающий непревзойденными способностями, он стоит стражем космического порядка и праведности.

Атрибуты Ямы часто включают в себя петлю или лассо, символизирующие его способность захватывать и связывать. Это отражает его мастерство в управлении и контроле над силами жизни и смерти. Он владеет булавой или посохом, воплощая его силу и авторитет в поддержании закона и порядка во вселенной.

Его ездовое животное, могучий буйвол, дополнительно подчеркивает его внушительную природу и неукротимую силу. Это существо символизирует неукротимую силу смерти, которую Яма приручает и направляет с точностью и целью.

В качестве воина Яма обладает уникальными способностями, которые позволяют ему контролировать и направлять потоки жизни и смерти, а также балансировать духовное и материальное во вселенной. Его оружие и силы не только отражают его боевую мощь, но и его глубокое понимание космических законов и принципов.

Несмотря на его страшный внешний вид и роль, Яма не является просто силой разрушения. Он воплощает цикл жизни и смерти, отражая неизбежность и необходимость изменений и преобразований. Как воин, Яма представляет борьбу против неведения и путь к просветлению, направляя души через цикл перерождений к окончательному освобождению.