Режиссер: Робер Лепаж.
А ведь прав был М.М. Булгаков: приезжать надо ко второму акту. Эти слова профессора Преображенского напрашиваются сразу после просмотра первого. В этом с подругой мы полностью совпали.
Первая часть напоминала больше инсценировку. Появление Вержбицкого в роли Воланда, а также Коровьева никак не настроило на встречу с темными силами. А когда появился Кот Бегемот, «явление и вовсе потеряло спиритический характер».
С началом второго действия все изменилось. На сцене появился Мастер- Евгений Миронов! Страстность, одержимость, радость от встречи с живым человеком, Иваном Бездомным, сознание своей обреченности и тоска по Маргарите, - вся эта гамма чувств, высказанная так естественно, с только ему, Миронову, присущими интонациями, приковали меня к креслу.
А потом потекли слезы. Я увидела живого Мастера, которого, к сожалению, не было в работе Евгения Цыганова. Евгений Миронов настолько эмоционален, заразителен, каждая им произносимая фраза прожита, так что попадаешь под обаяние актера немедленно. Не случайно Инна Чурикова после работы с ним в «Идиоте» назвала его большим русским актером.
Постановка получилась грандиозная по уровню сценографии, костюмам, охвату романа. И все же мне не хватило символической образности. Вся постановка состоит из диалогов, в которых ставка сделана на игру актеров. Она не везде оправдалась. Да, прекрасные работы Евгения Миронова и Виктора Вержбицкого, Андрея Смолякова и Леонида Тимцуника, Александра Новина и Натальи Ноздриной. Многие актеры играют по две роли. Наталья Ноздрина, например, исполняет и роль Маргариты и роль Сокова (ее не узнать).
Очень понравилась сценография. Квартирки, квартирки, которые сдвигали и раздвигали помощники по сцене, создают образ бытовой Москвы. Атмосфера времени передана прекрасно. Переход из одной квартирки в другую, этакая гармошка из одинаковых душных мирков, рождала ощущение жесткого пространства. Без неба и зелени. А главная тема спектакля выражена в окошках, символически обозначающих души людей. Помните: «Он испуганно обвел глазами дома, как бы опасаясь в каждом окне увидеть по атеисту».
Туда, в души, и приехали заглянуть Воланд со свитой. И квартирки тоже временное пристанище души.
«Теперь, как в доме опустелом,
Все в нем и тихо и темно;
Замолкло навсегда оно»
Так описывает смерть Ленского Пушкин, сравнивая тело человека с домом.
Квартирный вопрос, конечно, связан с главным вопросом романа: а есть ли душа, а есть ли духовный мир и высший суд? Дворец Ирода Великого - это «квартира побольше», но тоже место душное и одинокое. И только в конце спектакля вырываются на чистый простор силы тьмы и души Мастера и Маргариты. И спешит Понтий Пилат к свету, к тому, кто показал всем дорогу в бессмертие. И еще идея с зеркалами, с отражениями. Это идея двуемирия: мира духовного и искаженного, материального.
Режиссеру удалось создать несколько ярких художественных образов: допрос прокуратором Понтием Пилатом Иешуа. Лицо Андрея Смолякова крупным планом на экране - это лицо жестокого правителя, страдающего от боли. Без гримас, но мука читается явно. И этот крупный план - это суд над ним, как над человеком, а не над Иешуа. Боль - это точка, из которой он начнет движение к свету. Крупный план, как прием из кино, - это всегда попытка заглянуть во внутренний мир человека.
Также прекрасно создан образ дома Мастера и Маргариты: ничего лишнего, все пространство заполняют чувства.
На балу у сатаны феерия костюмов и масок мертвецов. Яркость прикрывает мертвые души. Особая удача спектакля - это отъезд из Москвы Воланда со свитой.
Инфернальность нарастала по ходу действия, и отъезд стал высшей точкой. Преображение состоялось, темные рыцари устремляют коней вперед, а нам передается ритм движения наверх, в небо Канта.