Ежегодно 12 апреля в России отмечают праздник «вселенского» масштаба – День космонавтики. В честь этого события в столицу Сибири приехал заслуженный испытатель космической техники Владимир Хрипунов, который провел открытую лекцию в Новосибирском государственном университете. Он рассказал, как создаются технические тренажеры, как космонавтов готовят к полетам, и ответил на различные вопросы слушателей.
Когда мы говорим о космических полетах, то редко задумываемся о том, что им предшествует. Мы представляем уже взлетевшую ракету и астронавтов в открытом космосе. Однако, перед тем как добраться до звезд, нужно пройти серьезную подготовку, чтобы справляться с непростыми условиями жизни за пределами Земли. Именно об этом в своей лекции рассказал главный конструктор тренажеров российского сегмента МКС, ТПК «Союз», перспективных транспортных кораблей Владимир Хрипунов.
«Обычно у всех на слуху вершина айсберга – это те люди, которые являются героями космонавтики. Однако без тренажеров, специальной подготовки не осуществить ни один полет ни по одному направлению. В чем же особенность космического тренажеростроения? А в том, что это единственная отрасль в нашей стране, в которой после обучения космонавты сразу выполняют поставленную перед ними задачу самостоятельно, то есть после тренировки на тренажёрах уже без инструктора садятся в ракету. Поэтому всё зависит от того, насколько качественные тренажеры мы создадим. Когда ваша землячка Анна Кикина вошла из Dragon в российский сегмент, первые ее слова были: «Как на тренажере». И это для нас лучшая похвала», – рассказывает Владимир Петрович.
Единственное, чего нет в тренажерах – это невесомости, так как создать ее невозможно. Поэтому она отрабатывается только в лаборатории на самолетах ИЛ-76, и этого космонавтам вполне хватает. Как признается Владимир Хрипунов, он и сам летал в невесомости, и это вызвало у него неприятные ощущения. Поэтому для того, чтобы научиться управлять своим телом и совершать какие-то действия, приходится проходить специальную подготовку.
Также Владимир Петрович рассказал, для чего космонавты тренируются в бассейне. Такие занятия проходят в специальных гидролабораториях, где имитируются работы в открытом космическом пространстве. Космонавты входят в скафандр, который весит 120 килограммов, и опускаются в воду с помощью крана. Так как снаряжение «надутое», оно будет всплывать как шарик. Поэтому, для того чтобы космонавт не уходил на дно, и не поднимался на поверхность, его держат специальные свинцовые грузики. Таким образом, он висит в воде и тренируется выполнять те работы, которые ему предстоит выполнять в открытом космосе.
После лекции Владимир Петрович ответил на вопросы. Один из первых касался разработки тренажёра для новой российской орбитальной станции.
«Из-за того, что это новая разработка, мы все работы выставляем на конкурс, и все организации будут отбираться через конкурентную процедуру. Есть, правда, те, которым мы уже доверяем десятилетиями. Они тоже будут выставляться на конкурсе, но мы их уже рассматриваем как потенциальных исполнителей. Проблема в том, что жизненный цикл тренажёра составляет порядка 20–25 лет. Все эти годы его нужно сопровождать, нести за него ответственность, однако не каждый это понимает и к этому готов», – ответил Владимир Хрипунов.
Главного конструктора тренажеров также спросили об актуальности профессии космонавта при условии планируемого затопления МКС, а также у него узнали, будет ли участвовать Россия в экспедиции на Марс.
«Российский сегмент МКС будет отстыковываться лишь тогда, когда мы создадим свою новую станцию РОС. Скорее всего, это получится осуществить до 2030 года. А говоря о престижности профессии – зачастую приходят люди с совершенно разной мотивацией, но они есть. Насчет экспедиции – сами космонавты очень хотят в этом участвовать, но нужна определённая программа, и, прежде всего, ракета-носитель, которая выведет на орбиту», – сказал Владимир Петрович.
Гостям лекции также было интересно, кто же может стать космонавтом? Разумеется, для такой профессии есть определенные критерии и требования, которым не каждый может соответствовать. Однако космонавтами не рождаются, ими становятся. Но у кого же шансы увидеть звезды через иллюминатор выше?
«Отвечая на этот вопрос, я сразу вспоминаю слова Сергея Королева: «Космонавтом должен быть летчик-истребитель». Потому что человек такой профессии выполняет одновременно роль пилота, штурмана, связиста и бортинженера. Он дисциплинирован, у него есть чувство долга и стремление беспрекословно выполнить ту задачу, которая перед ним поставлена. Сейчас можно стать космонавтом из любой профессии, но практика показывает, что именно летчики более подготовлены. Есть, конечно, исключения, как Олег Кононенко (по специальности он инженер-конструктор, – прим. ред.) – он настоящий профессионал своего дела. Но все же та жилка, которая заставляет людей не просто принимать решения, но и брать за них ответственность, я считаю, у военных развита сильнее», – рассказывает Владимир Хрипунов.
На встрече немного затронули и тему фильма «Вызов», съемки которого проходили в открытом космосе. У Владимира Петровича поинтересовались, насколько хорошо были к такой работе подготовлены актеры.
«Сейчас все наши космонавты по российскому сегменту готовятся как специалисты, поэтому они должны знать все бортовые системы. Что касается актеров фильма, то они там были как туристы. Их научили ходить в туалет, принимать пищу и не мешать экипажу работать», – ответил Владимир Петрович.