Эта страница военной истории почти забыта: как фашисты пытались с помощью десанта перерезать снабжение блокадного Ленинграда
Игорь ЕФРЕМОВ.
О Дороге жизни, спасавшей ленинградцев от голода, снабжавшей блокированный город и оборонявшие его войска, слышали все. В представлении большинства Дорога жизни - это санно-автомобильный маршрут снабжения по льду Ладожского озера.
Это не совсем верно. С весны по осень по маршруту шли не машины, а корабли и баржи с припасами. Они же вывозили в тыл эвакуированных ленинградцев и раненых бойцов Ленинградского фронта. В силу значительно большей грузоподъемности кораблями и баржами по Дороге жизни было перевезено кратно больше грузов и людей, чем машинами и санями по льду.
Немцы и финны прекрасно понимали значение Дороги жизни в обороне Ленинграда и непрестанно атаковали ее с воздуха, вели постоянные артиллерийские обстрелы. Для прикрытия трассы советское командование создало несколько районов ПВО на берегах Ладоги, а зимой расчеты зенитных орудий и пулеметов располагались и на льду вдоль всей Дороги жизни. По воздушному прикрытию Дороги жизни работали несколько истребительных полков ВВС и Балтийского флота.
Основных трасс Дороги жизни было две, «малая» и «большая». «Малая» была значительно короче, но опаснее из-за близости к оккупированному немцами Шлиссельбургу, откуда те вели постоянные артиллерийские обстрелы советских транспортных конвоев. «Большая» Дорога жизни была длиннее, но безопаснее. В том числе и потому, что на ближайшем к трассе островке Сухо работал маяк и располагался небольшой гарнизон с артиллерийской батареей.
22 октября 1942 года немцы, финны и прибывшие на им подмогу итальянцы попытались уничтожить советский маяк на острове Сухо и нашу береговую батарею. Для высадки десанта численностью свыше 100 человек - операция получила название «Бразиль» - немцы и финны привлекли свыше 40 судов флотилии, базировавшейся в городе Лахденпохья. В ее составе были 4 итальянских и 6 германских катеров, 7 тяжелых десантных барж «Зибель», 6 легких десантных барж, 8 специальных десантных барж, 8-9 десантных катеров, финский торпедный катер и канонерская лодка.
Численность десантников врага была примерно сопоставима с советским гарнизоном на Сухо (90 человек). Но превосходство в огневой мощи — немецко-финские 21 орудие калибра 88 мм, девять 37-мм пушек и 135 орудий калибра 20 мм против трех наших 100-мм орудий — было колоссальным.
В 7.10 утра 22 октября сигнальщик на маяке заметил на горизонте группу неизвестных кораблей под прикрытием самолетов, приближавшихся к острову. Корабли выстроились полукольцом и открыли шквальный огонь, простреливая остров насквозь. За полчаса были выведены из строя командный пункт батареи, дальномерный пост, ранены многие бойцы, в том числе комендант гарнизона старший лейтенант Иван Константинович Гусев.
Наш гарнизон открыл меткий ответный огонь. Часть вражеских судов с десантом повернула обратно. Однако немцам удалось высадить около 70 человек с пулеметами, автоматами, гранатами. Схватка быстро превратилась рукопашную.
Радиостанция на маяке была выведена из строя в первые минуты боя, и защитники острова не могли вызвать подмогу. По счастливой случайности неподалеку от Сухо находились несколько кораблей Ладожской военной флотилии, в т.ч. сторожевой катер (командир — старший лейтенант Ковалевский) и малый тральщик (командир — старший лейтенант Каргин). Они вступили в бой с превосходящим флотом врага, а главное - передали нашему командованию по радио сообщение о нападении противника на Сухо.
Примерно в 9.00 утра по вражеским десантным судам отбомбилась советская авиация. Еще через полчаса десант противника начал отступать. Часть его эвакуировалась, часть попала в окружение и сдалась советским воинам. Наши источники говорят о 40 убитых и 6 взятых в плен солдатах врага. Наши потери: восемь убитых, 16 тяжелораненых, семь легко раненых. Авиация Балтийского флота и Ленинградского фронта совершила около 200 боевых вылетов и нанесла 12 ударов по кораблям и силам десанта. В целом потери вражеского отряда составили от 17 до 19 плавсредств и 14 самолётов, сбитых в воздушных боях. Наша авиация потеряла 4 самолёта. Еще один от полученных повреждений сгорел при вынужденной посадке.
Кроме того, смелые моряки-балтийцы одну из барж Зибеля отбили у врага. Она впоследствии воевала под нашим флагом в составе Ладожской военной флотилии и участвовала в прорыве блокады Ленинграда.
Старший лейтенант Иван Гусев, несмотря на четыре ранения, почти до самого конца руководил боем. Только пятое ранение вывело его из строя. За мужество, проявленное в этом бою, Иван Константинович был награжден орденом Ленина.
Бой за остров Сухо — яркий пример того, что долг солдата - до конца сражаться на вверенном участке. Даже не зная общей обстановки, не имея связи и шансов на помощь, без локтевой связи с соседями, надо биться, выполняя свой воинский долг. Из сотен тысяч таких маленьких примеров стойкости и мужества советских солдат и моряков вырастали сокрушительные миллионные операции 1944-45 годов, из них же выросла и наша общая большая Победа.
На основном снимке к этому материалу - немецкий боевой паром-катамаран конструкции полковника Зибеля. Легко разбираемые и собираемые, они посекционно могли быть доставлены в любую точку по железной дороге. Баржи Зибеля были отлично вооружены, имели хорошую плавучесть и маневренность. Благодаря малой осадке были неуязвимы для торпед, а мощное зенитное вооружение делало их опасным противником для авиации.