Найти тему
Русский Колоколъ

Операция "Бразиль": как немецкий десант пытался перерезать Дорогу жизни

ИСТОЧНИК ФОТО: WWW.WARSPOT. Немецкие десантные суда накануне операции «Бразиль».
ИСТОЧНИК ФОТО: WWW.WARSPOT. Немецкие десантные суда накануне операции «Бразиль».

Эта страница военной истории почти забыта: как фашисты пытались с помощью десанта перерезать снабжение блокадного Ленинграда

Игорь ЕФРЕМОВ.

О Дороге жизни, спасавшей ленинградцев от голода, снабжавшей блокированный город и оборонявшие его войска, слышали все. В представлении большинства Дорога жизни - это санно-автомобильный маршрут снабжения по льду Ладожского озера.

Это не совсем верно. С весны по осень по маршруту шли не машины, а корабли и баржи с припасами. Они же вывозили в тыл эвакуированных ленинградцев и раненых бойцов Ленинградского фронта. В силу значительно большей грузоподъемности кораблями и баржами по Дороге жизни было перевезено кратно больше грузов и людей, чем машинами и санями по льду.

Немцы и финны прекрасно понимали значение Дороги жизни в обороне Ленинграда и непрестанно атаковали ее с воздуха, вели постоянные артиллерийские обстрелы. Для прикрытия трассы советское командование создало несколько районов ПВО на берегах Ладоги, а зимой расчеты зенитных орудий и пулеметов располагались и на льду вдоль всей Дороги жизни. По воздушному прикрытию Дороги жизни работали несколько истребительных полков ВВС и Балтийского флота.

Основных трасс Дороги жизни было две, «малая» и «большая». «Малая» была значительно короче, но опаснее из-за близости к оккупированному немцами Шлиссельбургу, откуда те вели постоянные артиллерийские обстрелы советских транспортных конвоев. «Большая» Дорога жизни была длиннее, но безопаснее. В том числе и потому, что на ближайшем к трассе островке Сухо работал маяк и располагался небольшой гарнизон с артиллерийской батареей.

22 октября 1942 года немцы, финны и прибывшие на им подмогу итальянцы попытались уничтожить советский маяк на острове Сухо и нашу береговую батарею. Для высадки десанта численностью свыше 100 человек - операция получила название «Бразиль» - немцы и финны привлекли свыше 40 судов флотилии, базировавшейся в городе Лахденпохья. В ее составе были  4 итальянских и 6 германских катеров, 7 тяжелых десантных барж «Зибель», 6 легких десантных барж, 8 специальных десантных барж, 8-9 десантных катеров, финский торпедный катер и канонерская лодка.

Численность десантников врага была примерно сопоставима с советским гарнизоном на Сухо (90 человек). Но превосходство в огневой мощи — немецко-финские 21 орудие калибра 88 мм, девять 37-мм пушек и 135 орудий калибра 20 мм против трех наших 100-мм орудий — было колоссальным.

В 7.10 утра 22 октября сигнальщик на маяке заметил на горизонте группу неизвестных кораблей под прикрытием самолетов, приближавшихся к острову. Корабли выстроились полукольцом и открыли шквальный огонь, простреливая остров насквозь. За полчаса были выведены из строя командный пункт батареи, дальномерный пост, ранены многие бойцы, в том числе комендант гарнизона старший лейтенант Иван Константинович Гусев.

Комендант советского гарнизона на о. Сухо Иван Константинович Гусев — уже в звании капитан-лейтенанта.
Комендант советского гарнизона на о. Сухо Иван Константинович Гусев — уже в звании капитан-лейтенанта.

Наш гарнизон открыл меткий ответный огонь. Часть вражеских судов с десантом повернула обратно. Однако немцам удалось высадить около 70 человек с пулеметами, автоматами, гранатами. Схватка быстро превратилась рукопашную.

Радиостанция на маяке была выведена из строя в первые минуты боя, и защитники острова не могли вызвать подмогу. По счастливой случайности неподалеку от Сухо находились несколько кораблей Ладожской военной флотилии, в т.ч. сторожевой катер (командир — старший лейтенант  Ковалевский) и малый тральщик (командир — старший лейтенант Каргин). Они вступили в бой с превосходящим флотом врага, а главное - передали нашему командованию по радио сообщение о нападении противника на Сухо.

Примерно в 9.00 утра по вражеским десантным судам отбомбилась советская авиация. Еще через полчаса десант противника начал отступать. Часть его эвакуировалась, часть попала в окружение и сдалась советским воинам. Наши источники говорят о 40 убитых и 6 взятых в плен солдатах врага. Наши потери: восемь убитых, 16 тяжелораненых, семь легко раненых. Авиация Балтийского флота и Ленинградского фронта совершила около 200 боевых вылетов и нанесла 12 ударов по кораблям и силам десанта. В целом потери вражеского отряда составили от 17 до 19 плавсредств и 14 самолётов, сбитых в воздушных боях. Наша авиация потеряла 4 самолёта. Еще один от полученных повреждений сгорел при вынужденной посадке.

Кроме того, смелые моряки-балтийцы одну из барж Зибеля отбили у врага. Она впоследствии воевала под нашим флагом в составе Ладожской военной флотилии и участвовала в прорыве блокады Ленинграда.

Маяк на о. Сухо после боя.
Маяк на о. Сухо после боя.

Старший лейтенант Иван Гусев, несмотря на четыре ранения, почти до самого конца руководил боем. Только пятое ранение вывело его из строя. За мужество, проявленное в этом бою, Иван Константинович был награжден орденом Ленина.

Бой за остров Сухо — яркий пример того, что долг солдата - до конца сражаться на вверенном участке. Даже не зная общей обстановки, не имея связи и шансов на помощь, без локтевой связи с соседями, надо биться, выполняя свой воинский долг. Из сотен тысяч таких маленьких примеров стойкости и мужества советских солдат и моряков вырастали сокрушительные миллионные операции 1944-45 годов, из них же выросла и наша общая большая Победа.

На основном снимке к этому материалу - немецкий боевой паром-катамаран конструкции полковника Зибеля. Легко разбираемые и собираемые, они посекционно могли быть доставлены в любую точку по железной дороге. Баржи Зибеля были отлично вооружены, имели хорошую плавучесть и маневренность. Благодаря малой осадке были неуязвимы для торпед, а мощное зенитное вооружение делало их опасным противником для авиации.