Некоторое время назад ко мне попали амулеты из нефрита, которые резчик изобразил в виде драконов. Техника резьбы по нефриту безусловно в Китае значительно интересней и искусней, так как помимо мастерства, которое отточено веками, здесь придают большое значение деталям, которые есть на предметах.
На первый взгляд при беглом просмотре амулетов представляется только общая картинка изображения, при которой видная тонкость работы с детальной прорисовкой каждого элемента и фрагмента. Затем, когда уже начинаешь вглядываться, то видишь схожесть или различия не только в общем представлении и сюжетном действии. Например, на амулете может присутствовать разное количество драконов, в какую сторону повернута голова дракона, где расположен хвост и как он свернут, какие дополнительные предметы находятся вместе с ним и в какой лапе он их держит и многое другое.
Каждый этот фрагмент и его расположение несет в себе глубокий смысл с точки зрения истории Китая, символики, культурного значения и применения в атрибутике. И сегодня я хотел бы обратить ваше внимание на такой эпизод, где у дракона на лапе присутствует определенное количество когтей, зачастую изображают с четырьмя или пятью.
В традиционной китайской культуре дракон - это благоприятный божественный зверь, которому подвластны все стихии - небесная, земная, водная и подземная. Император, в представлении китайского народа - это сын неба, олицетворяющий таинственную силу и священную власть. Авторитет императора был неприкосновенен.
Дракон с четырьмя когтями символизирует процветание страны и социальную стабильность, в то время как дракон с пятью когтями олицетворяет верховенство императорской власти. Орнамент дракона с четырьмя когтями в древнем Китае применялся в официальной одежде чиновников и как атрибут при преподнесении дорогих подарков, а орнамент дракона с пятью когтями использовался только для предметов обихода императора и правящей элиты императорского дворца.
Согласно историческим записям в Китайских источниках литературы и живописи, орнаменты и рисунки с изображением дракона впервые появились во времена династии Тан 618—907 гг. и использовались как символ императорского дома. В то время орнамент дракона изображался с четырьмя когтями и в основном наносился на военную униформу, одежду чиновников, на аксессуары и предметы при проведении торжественных мероприятий. Эта атрибутика демонстрировала авторитет, могущество и влиятельность королевской семьи.
Орнамент дракона с пятью когтями стал популярным во времена династии Мин 1368—1644 гг. и стал эксклюзивным узором императора. Он широко использовался на парадных одеждах императора, императорском троне, называемым "Драконий престол" 龙椅, императорских колоннах и в других случаях, чтобы продемонстрировать превосходство, священство и неприкосновенность императора.
В символическом смысле представление орнамента дракона с четырьмя и пятью когтями тоже имело разное толкование. Например, дракон с четырьмя когтями символизировал счастливое предзнаменование в отношении процветания государства и непосредственно царствующей династии, а также социальную стабильность. В Древнем Китае люди верили, что дракон с четырьмя когтями олицетворяет благополучное спокойствие в мире, большую урожайность земли в течение четырех сезонов и процветания страны.
Дракон с пятью когтями являлся символом императора и демонстрировал священную и неприкосновенную императорскую власть. В Древнем Китае люди верили, что дракон с пятью когтями олицетворяет единство и порядок судьбы, веление неба и всего сущего во Вселенной, являясь законным символом правления императора над миром.