Найти тему
О Сибири с любовью!

Юрий БЛИНОВ: «Художник вкладывает душу в свои полотна»

Оглавление

Лица на портретах Юрия БЛИНОВА, кажется, можно разглядывать часами. Святитель Лука Войно-Ясенецкий, Патриарх Кирилл, Сергей Шойгу, Владимир Жириновский и многие другие известные в нашей стране личности. А еще на полотнах художника из Ермаковского района множество портретов земляков. Но самое прекрасное, что в течение многих лет отражает в своих картинах Юрий Блинов, – это уникальная природа Сибири, любимые многими уголки природного парка «Ергаки» и его окрестностей. И, конечно, обитатели таёжных мест – частые персонажи на холстах художника.

Юрий Блинов со своей любимой работой
Юрий Блинов со своей любимой работой

О Ергаках — с любовью

Кто хоть раз бывал в Ергаках, обязательно узнает эти места на картинах Блинова. Висячий камень, остановка «Сказка», Спящий Саян, озеро Художников, озеро Светлое, озеро Чёрное, Парабола, пик «Зуб дракона» и многое другое. Около 20 лет Юрий бродил по этим живописным местам, писал этюды, знакомился с природой и, конечно, фантазировал. Понятно, что такое количество медведей, изображенных автором, едва ли встретишь в живой природе, косолапых художник лишь представлял и дополнял ими свои пейзажи.

– Честно сказать, и желания особого нет встретиться нос к носу с хозяином тайги, – смеётся Юрий Евгеньевич. – Всего один раз видел его в дикой природе, буквально в нескольких метрах. Это было в конце 90-х годов прошлого века, во время одного из туристических походов в Ергаки. Мы разбили палаточный лагерь, и каждый занялся своим делом. А когда вернулись к палаткам, между ними сидел медведь. Молодой мишка быстро сориентировался, что гость он нежданный, и ушёл в лес. Вы знаете, раньше как-то проще относились к диким животным. Не знаю почему, может, пищи в тайге было больше, и медведи не выходили к людям, а может, наоборот, – людей было меньше, а соответственно, и соблазнов. Сейчас народ в Ергаки толпами едет. И не просто едет, а тащит с собой целый скарб продуктов, которые привлекают хищников. Особенно в начале лета, когда зверь ещё не накопил массу после зимы, он ищет любую добычу для пропитания. Отсюда и частые случаи нападения, сами провоцируем. Я очень люблю животных, особенно медведей и лошадей, да это и видно по моим картинам.

Небольшая картина, на которой изображено семейство лошадей, пасущихся на зелёном лугу, – любимая работа художника. С ней он никогда не расстанется. Чем навеяно это произведение, Юрий не говорит, но по сюжету видно, что скрывается в нем невероятная нежность и любовь, которую проявляют друг к другу животные.

Впрочем, во всех его картинах есть и любовь, и нежность. Даже пейзажные работы пропитаны теплотой и искренностью.

Ценители творчества Блинова говорят, что у мастера свой особый стиль, отличный от других. Хотя сам автор не считает себя выдающимся и не особо хвалится своим творчеством.

Природный парк «Ергаки»
Природный парк «Ергаки»

Картины продавать стеснялся

– Тяга к рисованию – из детства. Я родился и вырос в небольшом тувинском селе Аржаан, – вспоминает Юрий. – Не было там ни художественной школы, ни кружков по рисованию. Были обычные уроки ИЗО в школе, а дома – карандаши и краски. Но уже тогда я знал, что буду учиться этому профессионально. После школы поступил в Кызыльское художественное училище, по окончании которого получил профессию учителя рисования и черчения. По распределению меня отправили в родную сельскую школу преподавателем. Признаюсь честно, надолго не хватило. Не то чтобы я детей не люблю или преподавать не умею, просто понял, что это совершенно не то, чем хотел бы заниматься по жизни. Решил в армию идти, а там видно будет.

После срочной службы в Москве вернулся в родную республику, какое-то время работал художником-оформителем в мастерских. Но вскоре плакаты с лозунгами «Слава КПСС» стали не нужны, грянула перестройка, и пришлось искать другой заработок.

Юрий освоил столярное дело, изготавливал мебель на заказ, а когда в Туве начались распри на межнациональной почве, ему пришлось перебраться в Танзыбей Ермаковского района. Здесь он освоил и бондарское дело.

– Когда родители переехали из Тувы в село Ойское, тоже решил приобрести рядом жилье, – вспоминает художник. – Почти 30 лет с тех пор прошло. Но творческой деятельностью в молодости особо не занимался. Надо было деньги зарабатывать, а на картинах не разбогатеешь... Точнее, не так. Удивительно воспитали все же советское поколение. Государство даёт работу на заводе или в школе, лечит, учит бесплатно, – о какой розничной торговле может идти речь. Ещё и собственными изделиями. Даже зазорным считалось выставлять на продажу свои картины. Да и материалов тогда в Туве для творчества не было. Художникам выделялись краски, кисти, холсты, а в свободной продаже всего этого не было. Помню, нас студентами повезли в Ленинград и показали один из канцелярских магазинов. Мы глазам не поверили, что свободно можно купить сколько угодно материала, без всякого блата, по нормальным ценам. А когда в Кызыле открыли Дом художника и местные мастера выставляли там картины на продажу, мы считали их просто небожителями. Но, повторюсь, я шибко не стремился к искусству в то время. Загорелся, когда первый раз побывал в Ергаках.

А это любимые герои автора на фоне знаменитых скал парка «Ергаки»
А это любимые герои автора на фоне знаменитых скал парка «Ергаки»

Возвращение к холсту

Почти 20 лет Юрий отработал преподавателем туризма на станции юных техников. Водил детей в походы, проводил соревнования по туристическому многоборью и, конечно, начал писать пейзажи. Художник вспоминает, что это были самые насыщенные и интересные годы жизни. Много времени он с детьми проводил в таёжных уголках района, и буквально после каждого похода рождались новые произведения, написанные маслом на холсте. Акварелью, пастелью, акрилом художник никогда не занимался. В коллекции Юрия только работы, выполненные карандашом и маслом. Сейчас в мастерской Блинова более сотни работ различной тематики и размеров. На вопрос, приносит ли доход творческая деятельность, мастер скептически улыбается.

– Я не считаю себя гением уровня Шишкина или Левитана. Но уверен, что, живи признанные мастера изобразительного искусства в наше время, едва ли они были бы богачами. В век современных технологий ценителей искусства становится всё меньше. Раньше дурным тоном считалось писать картины с фотографии, например. Все работали с натуры. А сейчас такой необходимости нет. У каждого под рукой гаджет, можно за день себе на пять лет работы наснимать. А можно и вовсе не париться. Искусственный интеллект и обычный принтер всё сделает за тебя. И не надо тратить деньги на картины художника. Даже учиться нигде не надо. Распечатал любую картинку, разукрасил на свой вкус. Вот тебе и «шедевр». А некоторые так рассуждают: зачем я буду тратить большие деньги, если могу купить или заказать китайскую картину за копейки. Когда начинаешь людям объяснять, что художник вкладывает душу в свои полотна, картина становится живым организмом, она имеет определённую энергетику, – не понимают. Поэтому многие со мной согласятся в том, что традиционное искусство умирает, его вытесняют более современными методами создания интерьерных вещей.

Своего земляка на берегу озера изобразил художник
Своего земляка на берегу озера изобразил художник

Розы для митрополита

И всё же ценители творчества Блинова ещё остались. Особенно любят приобретать картины туристы, жители столицы и других городов страны и даже зарубежья. Пейзажами и портретами художник иногда торгует на знаменитой Полке по дороге в Туву. В сезон отпусков желающих отдохнуть в таёжных местах много. Проезжая мимо, люди останавливаются и покупают полотна с изображениями живописных сибирских мест. Кто-то обращает внимание на портретные работы, на которых изображены известные в нашей стране люди, а кто-то предпочитает натюрморты.

– На один из православных праздников в Кочергино Курагинского района приехал митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон и подошёл к моим картинам, – рассказывает художник. – Честно говоря, был уверен, что его заинтересуют работы с изображением патриархов или Святого Луки, а он купил розы. Не угадаешь, на что обратят внимание любители живописи.

«Дориан Грей» наоборот

Одно время я всерьёз увлёкся портретами. Писал их по фотографиям. В основном на них изображал наших земляков. Но особого успеха в этом деле не добился, а вот недоброжелателей нажил. И понимаю почему. Я пишу портрет, как я его вижу. Но люди не хотят видеть себя такими. Мы привыкли к различным фильтрам и фотошопам. Сглаживаем себе при помощи телефонов морщины, уменьшаем или увеличиваем губы, меняем тональность, цвет глаз, даже параметры фигуры. Но это не мы, точнее, не мы настоящие. Это карикатура какая-то дешёвого исполнения.

То есть человек не хочет принимать себя таким, какой он есть, без прикрас. И это плохо. Это подмена понятий, подмена образов, подмена собственного мировоззрения. Вспомните знаменитое произведение Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», когда красавчик, главный герой, продал душу дьяволу, чтобы всегда оставаться прекрасным, а вместо него старел и корёжился его портрет, который он прятал ото всех. А у нас наоборот – иногда смотришь на аватарку в социальных сетях и думаешь: «Какой прекрасный образ», а воочию увидишь и не узнаешь.

Фантастический в плохом смысле слова мир интернета – бич нашего времени. Для многих представителей традиционного искусства – это буквально приговор. Жить за счёт картин не получится. А писать в стол когда-нибудь надоедает любому мастеру. Красота красотой, а кушать хочется каждый день.

Сергей Шойгу
Сергей Шойгу

Стихи как исповедь

Именно поэтому после оптимизации образовательной системы и упразднения станции юного туриста Юрий пошёл работать сторожем в сельскую школу. В Доме культуры он по-прежнему выставляет свои картины, сейчас там проходит выставка пейзажей с лошадьми, до этого были медведи.

– Смотрят, оценивают, хвалят, но не берут. Дорого, говорят! Хотя последние годы цены не менял. Большие портретные холсты продаю не выше 20 тысяч рублей. Разве это дорого в наше время? А с другой стороны, как рассудить: некоторые на 20 тысяч рублей весь месяц от пенсии до пенсии живут. Богатых-то людей среди деревенских немного, как, впрочем, и среди заезжих.

Дополнительным заработком служит столярка, которая находится в доме Юрия Блинова. Здесь он мастерит комоды, этажерки, рамки для своих картин. Живёт скромно, без излишеств. Увлекается музыкой и стихами. Много лет назад местные предприниматели помогли издать небольшую авторскую книгу стихов, некоторые Юрий прочитал, пока были у него в гостях. В них много о вере, о Христе, об одиночестве, о любви, о собственном жизненном пути. Автор говорит, что стихи – это как некая исповедь. В них отражено то, что пережито, то, что выстрадано.

Потрет местной жительницы
Потрет местной жительницы

Общаясь с Юрием Блиновым, я почему-то вспомнила слова знаменитой песни: «Жил-был художник один...». А потом подумалось: ну как один, – если с Богом, то точно не один. Да и картины, как дети, всегда рядом и греют душу. А ещё прекрасный верный друг по кличке Фунтик – на вид грозная, но весьма милая собачка, которая не отходит от своего хозяина. В селе Юрия любят и уважают как порядочного, честного и скромного человека. И в то же время как весёлого и интересного собеседника. В Доме культуры говорят, что художник очень общителен и приветлив. Любит обниматься и шутить. Вот и нас он принял радушно в своей небольшой творческой обители и просил, чтобы заезжали в гости, коль мимо поедем. Обязательно заглянем!

Фото автора

Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №15 (18.670) от 11.04.2024

Ольга Новикова

Корреспондент