Найти тему
Дневник мамы

Как правильно и эффективно наказывать ребенка?

Оглавление

Еще совсем недавно наказания, в том числе и физические, считались естественными и необходимыми в процессе воспитания. Однако последние несколько десятилетий возникли сомнения в их необходимости. Многочисленные исследования показали, что наказания позволяют добиться сиюминутной цели, однако абсолютно неэффективны для воспитания дисциплины у ребенка. Так как же правильно и эффективно наказывать ребенка?

Почему физические наказания и ругательства не работают?

Наказание – это использование болезненного или неприятного для ребенка метода с целью заставить его прекратить какое-то действие или, наоборот, выполнять требуемое без лишних вопросов.

Наказания могут быть физическими или словесными, но они одинаково негативно действуют на ребенка, понижая его самооценку и разрушая доверие к родителям. И то, и другое – явный признак бессилия родителей, который служит скорее методом облегчения их разочарования. Более мягким и эффективным считается наказание в виде лишения привилегий, но и оно не всегда действенно.

Дети, особенно маленькие, очень быстро забывают за что их наказали, даже если они испытывают последствия много дней. Через какое-то время в сознании ребенка остается только воспоминание о самом наказании и ничего о его причине.

Постоянные наказания за непослушание заставляют ребенка считать, что с ним что-то не так.

А если он такой «плохой», то незачем учиться вести себя хорошо. Формируется порочный круг, вырваться из которого очень нелегко.

Шлепок по попе не может нанести серьезного вреда ребенку, но и не пробудит в нем совесть. Вместо этого ребенок поймет, что физическая агрессия – приемлемый способ решения проблем. Дети, как известно, копируют поведение своих родителей. И ребенок, подвергающийся телесным наказаниям, будет использовать физическую агрессию для решения конфликтов с другими детьми.

Отшлепанный ребенок может посчитать, что он уже заплатил за шалость, и может снова ошибаться. Это исключает раскаяние, необходимое для предотвращения проступков в будущем.

Наказание такого рода показывает ребенку, что он не должен делать, но абсолютно не учит его обратному (тому, что он делать должен). Можно регулярно наказывать ребенка за несделанную домашнюю работу, но это не научит его делать задания без напоминаний.

Наказание учит ребенка быть «хорошим», пока на него смотрят взрослые. Этим же чреват и метод материальных вознаграждений, которым часть родителей пытаются добиться «правильного» поведения от ребенка. Когда родители подарками или деньгами мотивируют ребенка для хороших поступков, он начнет во всем искать личную выгоду. А когда этой выгоды не будет, ребенок просто откажется вести себя должным образом.

Метод естественных последствий

-2

Он довольно широко распространен в Европе и Америке. Метод учит детей самоконтролю, улучшает их самооценку и эффективен в работе с подростками.

Ребенку дают понять, что каждое его решение и действие имеют последствия, за которые он несет ответственность. Если он не поест вовремя – проголодается в самый неподходящий момент. Если не сделает домашнего задания – получит плохую оценку в школе. Важно, чтобы родители заранее объяснили ребенку последствия его выбора, и были готовы согласиться с его решением.

Не нужно защищать ребенка от результатов его действий – так Вы позитивных изменений не добьетесь.

Если ребенок разбрасывает использованную одежду по комнате, сообщите, что Вы не будете стирать его вещи, если они не лежат в корзине, и ему придется ходить в грязной и мятой одежде. Конечно, Вам будет неудобно, что Ваш ребенок пошел в школу неопрятным, но гораздо неприятнее будет это самому ребенку. В следующий раз он сложит всю одежду на место. Позвольте, чтобы последствия поведения ребенка были «плохим полицейским», а не Вы.

Конечно, метод естественных последствий не может применяться во всех ситуациях. Когда малыш бежит за мячом на проезжую часть, никто не будет ждать, когда его собьет машина, чтобы показать последствия необдуманного поступка. Вместо этого можно отвести ребенка домой и сказать, что, поскольку он не умеет заботиться о своей безопасности на улице, ему придется сидеть дома, чтобы не навредить себе. Таким образом, ему предоставляется выбор: либо он держится подальше от проезжей части, либо остается дома без возможности играть с друзьями.

Еще одно важное условие метода естественных последствий – оставаться спокойным. Не нужно кричать ребенку: «Быстро убери игрушки, иначе не будешь смотреть телевизор!». Вместо этого нужно сказать: «Как только ты уберешь игрушки, сможешь посмотреть телевизор».

Этот метод действительно непрост. Трудно находить и объяснять ребенку логические последствия его поступков. Трудно оставаться спокойным и дружелюбным, когда ребенок выводит из себя. Необычайно трудно соглашаться с выбором ребенка, когда понятно, что он приведет к негативным результатам. Однако этот метод с детства учит детей принимать решения и нести ответственность за их последствия.