Найти тему

Задержка речи до года: замечаем и начинаем работать дома.

Сначала определим: что значит задержка развития речи?

Когда бить тревогу?

В норме в полгода мы должны слышать начало лепета. Предположим, его нет. Паниковать? Нет.

Присматриваться - да. (Но, скажем так: присматриваться к детям нужно вообще всегда. Вы согласны?!)

Итак, в полгода должны появиться зачатки слов, а именно, лепет. К семи-восьми месяцам мы должны слышать: ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба-ба, ты-ты-ты-ты, ва-ва-вЗадержка речи до года: замечаем и начинаем работать дома.

Сначала определим: что значит задержка развития речи?

Когда бить тревогу?

В норме в полгода мы должны слышать начало лепета. Предположим, его нет. Паниковать? Нет.

Присматриваться - да. (Но, скажем так: присматриваться к детям нужно вообще всегда. Вы согласны?!)

Итак, в полгода должны появиться зачатки слов, а именно, лепет. К

восьми месяцам мы должны слышать: ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба-ба, ты-ты-ты-ты, ва-ва-ва и другие слоги. Из них потом сложится первое слово.

И остановлюсь отдельно на том, как оно появится. Ребенок вдруг почуствует границы слова. То есть - почувствует что? Ритм. Речь ритмизирована. Ритм и речь неотделимы. Кстати, как правило, говорящие детки напевают любимые мотивы. А дети-неговоряшки - нет. Родители считают: просто не любят петь. Нет, как правило, - не умеют. И мы видим, как дети, находящиеся в коррекции, - вдруг начинают напевать. Почему? - ответ прост - благодаря логопедическому воздействию дети слышат ритм.

Ритм помогает обозначить границы слова и из ма-ма-ма-ма сложить "мама".

Итак, если нет лепета в шесть-восемь месяцев... Наши задача - обратить внимание ребенка на то, КАК мы произносим звуки, что в этот момент происходит с губами, лицом. Делаем упор на звуки, слоги и простые слова в нашей речи. Обращаю ваше внимание: обычная речь и по отношению к ребёнку, и в целом вся обычная речь сохраняется. Но мы осознанно добавляем то, чего мало в повседневной жизни - изолированные звуки и слоги. И, внимание (!) ключевое при этом - ребенок видит нашу артикуляцию.

Когда в словаре ребенка только "Ээ", "Мм" - начинаем учить изолированным звукам. Ключевое - ребенок видит наши губы.
Когда в словаре ребенка только "Ээ", "Мм" - начинаем учить изолированным звукам. Ключевое - ребенок видит наши губы.

Большинство пособий по развитию речи - это книжки или карточки. Но лучшее пособие - это наш рот, наши губы, наша мимика. Для запуска речи внимание ребенка должно быть сосредоточено на органах артикуляции взрослого. А карточки - это дополнение, "якорек", с которым связывается звук.

Прекрасное развити речи. Чтение книг "под крылышком" мамы несет массу пользы. Но! Именно запуск речи требует акцента на губах взрослого.
Прекрасное развити речи. Чтение книг "под крылышком" мамы несет массу пользы. Но! Именно запуск речи требует акцента на губах взрослого.

Более того, для неговоряшки, который, скажем, в два года мычит или экает - классические карточки "Корова мычит: му" - это слишком много звуков. Это сложно. Поэтому для запуска речи золотое правило - одна карточка - один звук (можно слог).

Получается, если нет слогов, то есть лепета, мы должны помочь ребенку понять: как мы говорим, что происходит с нашим лицом. Мы склоняемся над ребенком или сидим напротив и "лепечем" сами: мэ-мэ-мэ, или: м-м-м.

В идеале - подключить зрительный символ. С малышами до полутора-двух лет - это игрушка. Например, птичка - "Ооо". Мы достаем птичку и выразительно произносим: "Оо". Звук четкий, красивый, губы выразительны. Корова - "Мм". Молоточек - "Т". У вас могут быть свои игрушки, свои ассоциации. Если игрушки подобрать сложно - можно карточки.

Лепет можно пропевать под любую мелодию. Дополнительная ритмизация встроит слоги в систему языка.

Внимание ребенка на губах взрослого. Прекрасный момент показать неговоряшке, как мы говорим изолированный звук, и что при этом слышим.
Внимание ребенка на губах взрослого. Прекрасный момент показать неговоряшке, как мы говорим изолированный звук, и что при этом слышим.

Подытожу основные моменты для запуска лепета и первых слов:

! Изолированные звуки (максимум - слоги)

! Ребенок видит вашу артикуляцию.

! Визуальная, тактильная ассоциация - игрушка, которой можно играть.

! Одна игрушка - один звук. Например, молоток - это только Т. Но на один звук может быть две игрушки: для Т - молоток и топорик или молоток и туфля.

! Последовательность - играйте как минимум ежедневно. Но! Не навязчиво. Если нет игрушки-ассоциации под рукой, не беда. Когда ребенок внимательно смотрит на вас - проговаривайте слоги, утрированно работая органами артикуляции.

Как развивать речь после появления лепетных слов расскажу в следующей статье.

а и другие слоги. Из них потом сложится первое слово.

И остановлюсь отдельно на том, как оно появится. Ребенок вдруг почуствует границы слова. То есть - почувствует что? Ритм. Речь ритмизирована. Ритм и речь неотделимы. Кстати, как правило, говорящие детки напевают любимые мотивы. А дети-неговоряшки - нет. Родители считают: просто не любят петь. Нет, как правило - не умеют. И мы видим, как дети, находящиеся в коррекции, - вдруг начинают напевать. Почему? - ответ прост - благодаря логопедическому воздействию дети слышат ритм.

Ритм помогает обозначить границы слова и из ма-ма-ма-ма сложить "мама".

Итак, если нет лепета в шесть-восемь месяцев... Наши задача - обратить внимание ребенка на то, КАК мы произносим звуки, что в этот момент происходит с губами, лицом. Делаем упор на звуки, слоги и простые слова в нашей речи. Обращаю ваше внимание: обычная речь и по отношению к ребёнку, и в целом вся обычная речь сохраняется. Но мы осознанно добавляем то, чего мало в повседневной жизни - изолированные звуки и слоги. И, внимание (!) ключевое при этом - ребенок видит нашу артикуляцию.

Большинство пособий по развитию речи - это книжки или карточки. Но лучшее пособие - это наш рот, наши губы, наша мимика. Для запуска речи внимание ребенка должно быть сосредоточено на органах артикуляции взрослого. А карточки - это дополнение, "якорек", с которым связывается звук.

Более того, для неговоряшки, который, скажем, в два года мычит или экает - классические карточки "Корова мычит: му" - это слишком много звуков. Это сложно. Поэтому для запуска речи золотое правило - одна карточка - один звук (можно слог).

Получается, если в семь-десять месяцев нет слогов, то есть лепета, мы должны помочь ребенку понять: как мы говорим, что происходит с нашим лицом. Мы склоняемся над ребенком или сидим напротив и "лепечем" сами: мэ-мэ-мэ, или: м-м-м.

В идеале - подключить зрительный символ. С малышами до полутора-двух лет - это игрушка. Например, птичка - "Ооо". Мы достаем птичку и выразительно произносим: "Оо". Звук четкий, красивый, губы выразительны. Корова - "Мм". Молоточек - "Т". У вас могут быть свои игрушки, свои ассоциации. Если игрушки подобрать сложно - можно карточки.

Лепет можно пропевать под любую мелодию. Дополнительная ритмизация встроит слоги в систему языка.

Подытожу основные моменты для запуска лепета и первых слов:

! Изолированные звуки (максимум - слоги)

! Ребенок видит вашу артикуляцию.

! Визуальная, тактильная ассоциация - игрушка, которой можно играть.

! Одна игрушка - один звук. Например, молоток - это только Т. Но на один звук может быть две игрушки: для Т - молоток и топорик или молоток и туфля.

! Последовательность - играйте как минимум ежедневно. Но! Не навязчиво. Если нет игрушки-ассоциации под рукой, не беда. Когда ребенок внимательно смотрит на вас - проговаривайте слоги, утрированно работая органами артикуляции.

Как развивать речь после появления лепетных слов расскажу в следующей статье.