Сначала определим: что значит задержка развития речи?
Когда бить тревогу?
В норме в полгода мы должны слышать начало лепета. Предположим, его нет. Паниковать? Нет.
Присматриваться - да. (Но, скажем так: присматриваться к детям нужно вообще всегда. Вы согласны?!)
Итак, в полгода должны появиться зачатки слов, а именно, лепет. К семи-восьми месяцам мы должны слышать: ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба-ба, ты-ты-ты-ты, ва-ва-вЗадержка речи до года: замечаем и начинаем работать дома.
Сначала определим: что значит задержка развития речи?
Когда бить тревогу?
В норме в полгода мы должны слышать начало лепета. Предположим, его нет. Паниковать? Нет.
Присматриваться - да. (Но, скажем так: присматриваться к детям нужно вообще всегда. Вы согласны?!)
Итак, в полгода должны появиться зачатки слов, а именно, лепет. К
восьми месяцам мы должны слышать: ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба-ба, ты-ты-ты-ты, ва-ва-ва и другие слоги. Из них потом сложится первое слово.
И остановлюсь отдельно на том, как оно появится. Ребенок вдруг почуствует границы слова. То есть - почувствует что? Ритм. Речь ритмизирована. Ритм и речь неотделимы. Кстати, как правило, говорящие детки напевают любимые мотивы. А дети-неговоряшки - нет. Родители считают: просто не любят петь. Нет, как правило, - не умеют. И мы видим, как дети, находящиеся в коррекции, - вдруг начинают напевать. Почему? - ответ прост - благодаря логопедическому воздействию дети слышат ритм.
Ритм помогает обозначить границы слова и из ма-ма-ма-ма сложить "мама".
Итак, если нет лепета в шесть-восемь месяцев... Наши задача - обратить внимание ребенка на то, КАК мы произносим звуки, что в этот момент происходит с губами, лицом. Делаем упор на звуки, слоги и простые слова в нашей речи. Обращаю ваше внимание: обычная речь и по отношению к ребёнку, и в целом вся обычная речь сохраняется. Но мы осознанно добавляем то, чего мало в повседневной жизни - изолированные звуки и слоги. И, внимание (!) ключевое при этом - ребенок видит нашу артикуляцию.
Большинство пособий по развитию речи - это книжки или карточки. Но лучшее пособие - это наш рот, наши губы, наша мимика. Для запуска речи внимание ребенка должно быть сосредоточено на органах артикуляции взрослого. А карточки - это дополнение, "якорек", с которым связывается звук.
Более того, для неговоряшки, который, скажем, в два года мычит или экает - классические карточки "Корова мычит: му" - это слишком много звуков. Это сложно. Поэтому для запуска речи золотое правило - одна карточка - один звук (можно слог).
Получается, если нет слогов, то есть лепета, мы должны помочь ребенку понять: как мы говорим, что происходит с нашим лицом. Мы склоняемся над ребенком или сидим напротив и "лепечем" сами: мэ-мэ-мэ, или: м-м-м.
В идеале - подключить зрительный символ. С малышами до полутора-двух лет - это игрушка. Например, птичка - "Ооо". Мы достаем птичку и выразительно произносим: "Оо". Звук четкий, красивый, губы выразительны. Корова - "Мм". Молоточек - "Т". У вас могут быть свои игрушки, свои ассоциации. Если игрушки подобрать сложно - можно карточки.
Лепет можно пропевать под любую мелодию. Дополнительная ритмизация встроит слоги в систему языка.
Подытожу основные моменты для запуска лепета и первых слов:
! Изолированные звуки (максимум - слоги)
! Ребенок видит вашу артикуляцию.
! Визуальная, тактильная ассоциация - игрушка, которой можно играть.
! Одна игрушка - один звук. Например, молоток - это только Т. Но на один звук может быть две игрушки: для Т - молоток и топорик или молоток и туфля.
! Последовательность - играйте как минимум ежедневно. Но! Не навязчиво. Если нет игрушки-ассоциации под рукой, не беда. Когда ребенок внимательно смотрит на вас - проговаривайте слоги, утрированно работая органами артикуляции.
Как развивать речь после появления лепетных слов расскажу в следующей статье.
а и другие слоги. Из них потом сложится первое слово.
И остановлюсь отдельно на том, как оно появится. Ребенок вдруг почуствует границы слова. То есть - почувствует что? Ритм. Речь ритмизирована. Ритм и речь неотделимы. Кстати, как правило, говорящие детки напевают любимые мотивы. А дети-неговоряшки - нет. Родители считают: просто не любят петь. Нет, как правило - не умеют. И мы видим, как дети, находящиеся в коррекции, - вдруг начинают напевать. Почему? - ответ прост - благодаря логопедическому воздействию дети слышат ритм.
Ритм помогает обозначить границы слова и из ма-ма-ма-ма сложить "мама".
Итак, если нет лепета в шесть-восемь месяцев... Наши задача - обратить внимание ребенка на то, КАК мы произносим звуки, что в этот момент происходит с губами, лицом. Делаем упор на звуки, слоги и простые слова в нашей речи. Обращаю ваше внимание: обычная речь и по отношению к ребёнку, и в целом вся обычная речь сохраняется. Но мы осознанно добавляем то, чего мало в повседневной жизни - изолированные звуки и слоги. И, внимание (!) ключевое при этом - ребенок видит нашу артикуляцию.
Большинство пособий по развитию речи - это книжки или карточки. Но лучшее пособие - это наш рот, наши губы, наша мимика. Для запуска речи внимание ребенка должно быть сосредоточено на органах артикуляции взрослого. А карточки - это дополнение, "якорек", с которым связывается звук.
Более того, для неговоряшки, который, скажем, в два года мычит или экает - классические карточки "Корова мычит: му" - это слишком много звуков. Это сложно. Поэтому для запуска речи золотое правило - одна карточка - один звук (можно слог).
Получается, если в семь-десять месяцев нет слогов, то есть лепета, мы должны помочь ребенку понять: как мы говорим, что происходит с нашим лицом. Мы склоняемся над ребенком или сидим напротив и "лепечем" сами: мэ-мэ-мэ, или: м-м-м.
В идеале - подключить зрительный символ. С малышами до полутора-двух лет - это игрушка. Например, птичка - "Ооо". Мы достаем птичку и выразительно произносим: "Оо". Звук четкий, красивый, губы выразительны. Корова - "Мм". Молоточек - "Т". У вас могут быть свои игрушки, свои ассоциации. Если игрушки подобрать сложно - можно карточки.
Лепет можно пропевать под любую мелодию. Дополнительная ритмизация встроит слоги в систему языка.
Подытожу основные моменты для запуска лепета и первых слов:
! Изолированные звуки (максимум - слоги)
! Ребенок видит вашу артикуляцию.
! Визуальная, тактильная ассоциация - игрушка, которой можно играть.
! Одна игрушка - один звук. Например, молоток - это только Т. Но на один звук может быть две игрушки: для Т - молоток и топорик или молоток и туфля.
! Последовательность - играйте как минимум ежедневно. Но! Не навязчиво. Если нет игрушки-ассоциации под рукой, не беда. Когда ребенок внимательно смотрит на вас - проговаривайте слоги, утрированно работая органами артикуляции.
Как развивать речь после появления лепетных слов расскажу в следующей статье.