Найти тему

Как Верхотурье вернуло себе статус духовного центра в Советский период?

Во всех Конституциях СССР, которые были приняты в 1918, 1937 и 1978 годах, утверждалось, что гражданам гарантируется свобода совести – так называемое право на исповедование любой религии, либо не исповедания никакой. Граждане могли участвовать в религиозных культах, пропагандировать атеистические идеи. То есть, главный документ страны, на всем протяжении существования Советского Союза, запрещал возбуждать вражду и ненависть на религиозной почве. Верующие и духовенство должны были жить спокойно. Но, увы, на деле все оказалось по-другому.

Идеология правительства шла в разрез с ценностями, которые пропагандировались церковью. И власть постановила массово закрыть храмы, а священников и паству подвергнуть гонениям и репрессиям. До революции 1917 года в Верхотурье работало 15 церквей и 3 монастыря. Сюда приезжало огромное количество верующих на поклон мощам праведного Симеона. Оцените масштаб – около 120 тысяч паломников, при населении города всего в 3-4 тысячи. При этом схема приема паломников, их размещение и обслуживание были четко отработаны. А теперь прикиньте доходы духовенства в пик культурного расцвета. Конечно, это устраивало Советскую власть.

С приходом большевиков все церкви были упразднены, часть разрушена (это как раз и те, которые до сих пор стоят в руинах) духовенство отправлено в ссылку или арестовано. В годы Великой Отечественной войны, правительству пришлось сблизиться с русской православной церковью для поднятия морального духа у населения и воинов. В надежде на развитие русского духовного патриотизма, православие в послевоенные годы получало поддержку от государства в открытии новых молитвенных домов. Но с 1948 года правительство снова заняло позицию отказа от религии, и до 1954 года ни одно ходатайство от верующих на религиозную деятельность не было удовлетворено. Действующие храмы вновь начали отбирать, разбирать на стройматериалы, либо использовать постройки для обычных хозяйственных нужд.

Верхотурье снова стало духовным центром совершенно случайно. И началось все с Успенской церкви, которая расположена на городском кладбище. Освящена она в 1815 году и приписана была к Троицкому храму, так как не имела своего причта. Сам по себе храм совсем маленький, но именно ему предстояло стать главным хранителем православной веры не только города, но и всего севера Свердловской области.

Успенская церковь стала последней из всех действующих православных мест Верхотурья. Ее закрыли в 1941 году, и уже к 1946 году кладбище было заброшено, по заросшим травой могилам гулял скот. Руководство тогда еще села Верхотурья, предложило комсомольцам привести в порядок территорию, но те дружно отказались. Тогда верующие и предложили администрации своими силами привести в порядок территорию, попросив взамен отдать им закрытую Успенскую церковь. И в ноябре 1946 года верующими был получен положительный ответ на прошение.

-2

Первым настоятелем церкви стал иеромонах Игнатий, который вернулся из длительной ссылки. Внутри церкви предстояло сделать много работы – все было разрушено, многие предметы были утрачены. Часть иконостаса была свалена в Воскресенской церкви, которая была в то время обычным складом. Игнатий вел активную деятельность по восстановлению церкви, был духовным маяком для прихожан, в центре возрождающегося православия Верхотурья. Особую помощь в восстановлении храма оказали сестры Покровского монастыря, также вернувшиеся из ссылки. Фактически вокруг Успенской церкви сформировалась нелегальная православная община. За годы советской власти именно в Успенской церкви было спрятано и сохранилось от поругания много святынь. Рассказывают, что именно здесь сохранилась частица мощей праведного Симеона. Рядом с этой церковью были захоронены мощи Космы Верхотурского, еще одного святого, о котором мы недавно писали. И именно сюда в тайне приходили паломники на поклон, когда везде все было запрещено и закрыто.

-3

Успенская церковь на центральном кладбище Верхотурья многие десятилетия была единственным местом православия для всего Северного Урала. Верующие приезжали сюда из многих городов. Старожилы рассказывают о том, что местная администрация знала о хождениях паломников, но так и не доложила об этом в соответствующие органы. Хотя, впоследствии отдел антирелигиозной борьбы все же пытался контролировать приход, вести учет прихожан, даже, возможно, предпринимал попытки поставить во главе наиболее удобного, готового сотрудничать с органами священника. Но, несмотря на ограничения, запреты и прочие козни, Успенская церковь смогла сохранить православие в Верхотурье и вновь зажечь этим огнем старый православный город.

Отца Игнатия похоронили возле Успенской церкви, а в 1993 году его останки перенесли в Свято-Николаевский монастырь. Перед смертью старец принял имя Иоанн, и в 2000 году с этим именем он был прославлен в лике Верхотурских святых.

Вот так, небольшая и неприметная церковь при кладбище, усилиями верующих смогла сохранить веру и стать началом возрождения православия на Верхотурской земле.

Возрождение интереса к Верхотурью в качестве духовно-туристического центра Свердловской области могло бы стать серьезным и важным шагом в популяризации сосредоточения духовности, святости и архитектурной красоты. Это важный проект, который находит отклик пока на местном уровне.

Клуб-шале «Верхотурье» гордится тем, что является частью этого, пусть и неофициального проекта, где каждый стремиться сделать для популярности города посильное дело. Для того, чтобы прививать любовь к этому прекрасному городу, нам уже достаточно быть гостеприимным местом, где любой путешественник может остановиться в комфортных условиях. Мы гостевой дом, отдохнув в котором и оценив высокий уровень сервиса, можно с удовольствием отправляться на изучение реликвий древнего города, его истории и архитектуры.

Мы рассказываем о нашем городе. Мы приглашаем вас в Верхотурье!

Ваш Клуб-Шале «Верхотурье»

Адрес: Первомайская улица, 1А

Телефон: +7(906)-807-81-11

www.verkhoturye.ru

Подробную информацию о нас вы сможете найти:

Группа в Одноклассниках

Группа в ВК