В декабре 1942 года директор авиационного завода в Саратове, как всегда, возвращался из цехов. У входа его поджидал незнакомец с небольшой сумкой на плече.
– Я Головатый Ферапонт Петрович из совхоза «Стахановец», – начал разговор этот странный человек.
– Хочу купить самолет для фронта. Вот деньги, – и он указал на сумку.
Директор был в растерянности. Обычно средства для фронта поступали от трудовых коллективов, а тут кто-то пришел с 100 тысячами рублей наличными. Пришлось отправить запрос в Москву. И вскоре пришли благодарственные телеграммы, а за ними – от Сталина.
Головатый Петрович просил лишь одно: чтобы на этом самолете летал его земляк. Им оказался майор авиации Борис Еременко, которого попросили помочь колхознику купить испытанный самолет.
Благодаря щедрости пчеловода, самолет Як-1, на котором летал Еременко, до сих пор находится в музее Саратова.
Может ли такое случиться сегодня? Поделитесь своими мыслями в комментариях.
Но откуда обычному колхознику такие деньги? Мы слышим, что в СССР колхозники практически работали бесплатно за мифические трудодни. А фильм "Кубанские казаки" – это пропагандистский продукт.
Давайте разберемся. Колхоз считался одной из форм трудовой кооперации. У каждого колхозника были участки для собственного хозяйства. При Сталине на семью могли выделить до гектара земли, что гораздо больше, чем сейчас.
Колхозники содержали коров, скот, птицу. Также им разрешалось иметь до 20 ульев. Это стало источником дохода для семьи Головатого, в которой было на тот момент 11 внуков. Все мужчины в семье ушли на фронт, а Ферапонт Петрович решил помочь, как мог.
Это уникальный случай? Нет. К апрелю 1943 года около 300 сельских жителей пожертвовали огромную сумму – 36,5 миллионов рублей – на выпуск танков и самолетов.
Головатый и его земляки не были единственными. К 1944 году он накопил деньги на второй самолет ЯК-3. Только из одного района Воронежской области было передано около 1 миллиона рублей на строительство эскадрильи.
В общем, советские граждане вложили в войну свои средства. Было собрано более 118 миллиардов рублей. На эти деньги было построено 2,5 тысячи самолетов, более 30 тысяч танков, самоходных артиллерийских установок, подводных лодок, бронепоездов и другой техники.
Откуда же такие суммы? Зарплата квалифицированного рабочего составляла от 500 до 1000 рублей, но передовики получали больше. С начала 1928 года в стране существовали артели и кооперативы, где можно было заработать до 20 тысяч рублей в месяц. Например, в 1946 году в Новосибирской области средний ежемесячный доход сапожников составил около 8000 рублей, а у портных – 11000.
В артельных и кооперативных организациях создавались уникальные условия для объединения людей в совместной работе. Эти объединения занимались производством и распространением товаров, принимая решения коллективно через голосование. К 1953 году в СССР насчитывалось более 114 тысяч таких предприятий, где работали миллионы людей, производя различные товары.
Кроме производства, эти организации также вели научные исследования и разрабатывали новые продукты. Они предоставляли своим членам различные льготы, включая безпроцентные займы на жилье и организацию пенсионного обеспечения и отдыха.
С 1932 по 1951 год товарооборот кооперативной торговли значительно возрос, достигнув 106 миллиардов рублей в год. Однако после прихода Хрущева к власти в 1956 году эта система была разрушена, что привело к многочисленным проблемам и дефицитам в стране.