Найти тему

Бомбардировка Берлина

Оглавление
Фотография, сделанная в июне 1945 года, поврежденный бомбой Рейхстаг в Берлине. (Имперский военный музей, Лондон)
Фотография, сделанная в июне 1945 года, поврежденный бомбой Рейхстаг в Берлине. (Имперский военный музей, Лондон)

Бомбардировка Берлина, также известная как Берлинское воздушное наступление или битва за Берлин (воздушная битва), представляла собой продолжительную кампанию бомбардировок столицы Германии Королевскими военно-воздушными силами Великобритании и военно-воздушными силами Соединенных Штатов с ноября 1943 по март 1944 года. Цель, которая провалилась, состояла в том, чтобы разбомбить Германию до капитуляции и выиграть Вторую мировую войну без необходимости наземных операций.

Бомбардировка площадей

Главнокомандующий бомбардировочным командованием Королевских ВВС Артур Харрис (1892-1984) получил поддержку на самом высоком уровне в проведении ночных бомбардировок (так называемых ковровых бомбардировок) промышленных объектов и промышленных городов Германии. Королевские военно-воздушные силы (RAF) и военно-воздушные силы армии США (USAAF) уже провели совместные бомбардировки и неоднократно наносили удары по промышленному району Рур в Германии и по Гамбургу в ходе совершенно разрушительной операции "Гоморра" (июль-август 1943 г.). Как правило, в этих совместных операциях Королевские ВВС бомбили ночью, а ВВС США - днем. Как выразился Уинстон Черчилль (1874-1965), премьер-министр Великобритании: "Мы будем бомбить Германию как днем, так и ночью во всё возрастающей мере, с каждым месяцем обрушивая на неё всё более тяжелые бомбы и заставляя немецкий народ с каждым месяцем ощущать всё более острую дозу бедствий, которые он обрушил на человечество".

К лету 1943 года лидеры союзников начали переключать свое внимание на будущее вторжение в Континентальную Европу. В июне 1943 года союзники издали директиву "Point blank", в которой говорилось, что при бомбардировках Европы следует уделять приоритетное внимание возможностям Германии по производству истребителей, которые могли бы быть использованы против наземных войск в ходе высадки в Нормандии (операция "Overlord"), запланированной на следующее лето. Господство в воздухе должно было быть достигнуто до того, прежде чем «Overlord» мог начать действовать. Однако Харрис по-прежнему скептически относился к возможности нанесения ударов по небольшим, но стратегически важным объектам, таким как оружейные заводы. В некотором роде это было вызвано рейдами ВВС США в Швайнфурт-Регенсбург. Первый налет на Швайнфурт в августе 1943 года не был очень успешным в повреждении важнейших заводов по производству шарикоподшипников, и многие самолеты были потеряны в процессе. (ВВС США вернулись в Швайнфурт и добились большего успеха в октябре). В Берлине действительно были ключевые военные заводы, и их можно было бы вывести из строя с помощью более широкой и неизбирательной стратегии сброса бомб, считал Харрис. Берлин также был очевидным транспортным узлом и, конечно же, престижной целью. Харрис полагал, что тяжёлые бомбардировки Берлина могут в конечном итоге привести к капитуляции Германии, и поэтому союзники могут даже избежать необходимости опасных и трудоёмких наземных операций.

 Фотография 1942 года одной из зенитных орудий, защищавших Берлин во время Второй мировой войны
Фотография 1942 года одной из зенитных орудий, защищавших Берлин во время Второй мировой войны

В плане были некоторые недостатки. Берлин был гораздо большим городом, чем те, которые бомбили раньше, и поэтому для его разрушения потребовалось бы гораздо больше налётов. Харрис знал об этом и поэтому вызвал 6000 бомбардировщиков, но Королевские ВВС и ВВС США вместе взятые имели только около 3000 бомбардировщиков. К тому же Берлин был хорошо защищён более чем 100 зенитными батареями. Историк М. Гастингс описывает Берлин как "крупнейший и наиболее хорошо защищенный промышленный городской район в Европе", историк Р. Нейландс, Берлин «всегда был трудной мишенью. Он лежал далеко вглубь Германии, недалеко от восточной границы, и был очень большим и очень плоским городом, с небольшими физическими особенностями...»

Другая проблема заключалась в том, что в 1943 году истребители союзников всё еще не имели достаточного запаса топлива для сопровождения бомбардировщиков к целям в глубине Германии. Наконец, другие бомбардировки, в том числе налёт тысячи бомбардировщиков на Кёльн в 1942 году, не подорвали моральный дух гражданского населения, несмотря на огромные потери и разрушения. То же самое можно сказать и о немецких бомбардировках британских городов, и о Лондонском блице в начале войны. Даже если бы моральный дух гражданского населения Германии можно было сломить, в тоталитарном государстве, построенном на насилии, гражданское население, вероятно, мало что могло бы сделать, чтобы повлиять на изменение политики. Несмотря на эти подводные камни, Объединенный комитет начальников штабов дал Харрису зелёный свет, и бомбардировщики были отправлены в Берлин. Важно отметить, что ВВС США, предпочитая преследовать свои собственные цели, такие как поставки нефти в Германию, не присоединялись к рейдам до конца кампании. Экипажи бомбардировщиков Королевских ВВС должны были в одиночку разбомбить город, который они называли "Большой Б".

Бомбардировщики

Лучшим тяжелым бомбардировщиком Королевских ВВС был четырехмоторный бомбардировщик "Lancaster", способный нести бомбовую нагрузку до 14 000 фунтов (6 350 кг). Королевские ВВС также использовали бомбардировщики "Stirling" и Halifax. Бомбардировщики "de Havilland DH.98 Mosquito", каждый из которых мог нести 4000 фунтов бомб, часто использовались для диверсионных рейдов, чтобы отвлечь вражеские истребители от более крупных бомбардировочных сил "Lancaster". ВВС США развернули такие бомбардировщики, как B-17 Flying Fortress, способный нести бомбовую нагрузку в 6000 фунтов (2722 кг), и бомбардировщик B-24 Liberator.

Пропагандистский плакат времен Второй мировой войны (1939-45), выпущенный Британским управлением военной информации, на котором изображен бомбардировщик Avro Lancaster
Пропагандистский плакат времен Второй мировой войны (1939-45), выпущенный Британским управлением военной информации, на котором изображен бомбардировщик Avro Lancaster

Первая серия атак на Берлин пришлась на последнюю неделю августа и первую неделю сентября 1943 года, но это было что-то вроде фальстарта. В операции участвовало 1647 бомбардировщиков, но 126 из них были сбиты вражескими истребителями, такими как Messerschmitt Bf 109, зенитными орудиями, которые защищали Берлин и находились по пути к нему, а также из-за общих неудач. Уровень потерь в 7,7% был признан слишком высоким, чтобы его можно было поддерживать. Было решено приостановить операцию до тех пор, пока ночи не станут длиннее, так как темнота была бы наилучшей защитой для медленно летящих бомбардировщиков. Бомбардировки немецкой столицы возобновились 18 ноября из 444 бомбардировщиков, отправленных в Берлин, было потеряно только девять. В течение ноября было проведено еще три рейда. Еще четыре нападения были совершены в декабре, когда Харрис настаивал на своей цели сравнять город с землей и заставить его подчиниться. Уровень потерь самолетов продолжал колебаться в районе 5%, но постоянно пасмурная погода означала, что бомбардировки часто были слепыми, и самолеты-разведчики часто не могли зафиксировать, какой именно ущерб был нанесён.

Плохая погода могла нанести ущерб даже на родине – 25 "Ланкастеров" были потеряны сразу после взлета и попадания в туман ранним утром 17 декабря. Аварии над целью также имели свои последствия, поскольку логистика сбора и последующего перемещения большого количества самолетов в одной группе была сопряжена с риском, как объясняет Джон Кокрейн, стрелок бомбардировщика:
"Пожалуй, самое яркое воспоминание – это первый раз, когда моя группа направилась в Берлин. После сброса бомб, происходит манёвр, когда вы поворачиваете, одна группа должна пересечь другую, и группа сверху сбрасывает свои бомбы прямо на нашу эскадрилью. Мы потеряли один самолет, и это было ужасное воспоминание, которое я никогда не забуду".

Фотография, сделанная в мае 1944 года, бомбардировщика B-17 Flying Fortress ВВС США над Берлином. Бомбардировщик был поврежден бомбами, сброшенными с другого самолета.
Фотография, сделанная в мае 1944 года, бомбардировщика B-17 Flying Fortress ВВС США над Берлином. Бомбардировщик был поврежден бомбами, сброшенными с другого самолета.

Радист Уинфорд Вон-Томас даёт следующее описание подхода к Берлину ночью: "...Вы должны были идти среди этих колышущихся прожекторов. И, честно говоря, я чувствовал себя креветкой, ползущей среди светящихся водорослей, а лучи прожекторов били из зенитных орудий.…Ты смотришь и видишь, как за твоей спиной всё небо проясняется, а за тобой следует масса черных точек. Впереди, на освещенной арене для боя быков, вы могли видеть все прожекторы Берлина... Все это было похоже на световой кошмар, мимо вас пролетали трассирующие пули, приближался зенитный огонь, и мы сбрасывали big cookie [бомбу весом в 4000 фунтов]. Было слышно, как капитан выкрикивает: "Спокойно", а затем, конечно же, "Бомбы сброшены". Весь Берлин являлся перед вами в самом ослепительном свете, какой только можно было себе представить, пока вы не осознавали, что под вашими ногами пылает цивилизация".

В январе 1944 года налёты продолжались – в том месяце их было ещё пять, – но Харрис испытывал все большее давление, требуя направить огромные ресурсы бомбардировочного командования на более конкретные цели авиационной промышленности Германии. Кроме того, погода продолжала портиться, что привело к остановке операций на две недели, а потери возросли до 7%. Следующий налет, 15 февраля, обошёлся очень дорого, из 891 бомбардировщика было потеряно 42. Другой налёт 24 марта был ещё хуже, когда Королевские ВВС потеряли 9% задействованных самолетов: 72 бомбардировщика.

Эти потери были слишком велики, поскольку бомбардировочное командование одновременно имело на вооружении всего около 900 бомбардировщиков. Уровень потерь, превышавший 6%, означал, что у летчика не было статистических шансов выжить после 30 боевых вылетов. Потери, превышавшие 6%, также было трудно восполнить как в плане техники, так и в плане обученных людей. Кроме того, Германия, очевидно, не собиралась капитулировать.

Восьмые военно-воздушные силы ВВС США, базировавшиеся в Великобритании, также усугубляли страдания берлинцев в марте, когда их бомбардировщики в большом количестве атаковали город, но стало очевидно, что первоначальная стратегия союзников не сработает. В ходе 16 крупных налетов Королевские ВВС потеряли 492 бомбардировщика в ходе Берлинской воздушной операции. Только в ходе одного налета 6 марта дневные силы ВВС США потеряли 69 бомбардировщиков над городом, поскольку противовоздушная оборона становилась всё сильнее. Также были нанесены удары по другим объектам в Германии, включая катастрофический налет на Нюрнберг в марте 1944 года, когда Королевские ВВС потеряли около 100 бомбардировщиков, поскольку, если бы союзники сосредоточились только на Берлине, немцы могли бы свободно перебросить все свои средства обороны, включая истребители, в столицу. К весне 1944 года время командования Бомбардировочной авиации подошло к концу, поскольку лидеры союзников собирались собрать свои ресурсы для подготовки ко дню "Д", который должен был состояться летом. Берлин, хотя и был сильно потрёпан, но не сдался.
В этом смысле бомбардировка Берлина была поражением союзников.

Ущерб

Бомбардировка Берлина, возможно, и не достигла цели, которую преследовали союзники, но всё равно нанесла огромный ущерб. Бомбардировщики сбросили смесь взрывчатых и зажигательных бомб. Первые были сконструированы таким образом, чтобы сначала пробивать крыши и этажи зданий, а вторые затем сбрасывались и падали глубоко в обломки, поджигая их.

Министр вооружений Германии Альберт Шпеер
(1 октября 1946 года Международный военный трибунал в Нюрнберге признал его виновным в совершении военных преступлений и преступлений против человечества и приговорил к 20 годам тюремного заключения) так описывает свой взгляд на бомбардировку с зенитной платформы в центре города:

"С зенитной вышки воздушные налёты на Берлин были незабываемым зрелищем, и мне приходилось постоянно напоминать себе о жестокой реальности, чтобы не быть полностью очарованным этой сценой: освещением сигнальных ракет на парашютах, которые берлинцы называли "рождественскими ёлками" [указателями целей Королевских ВВС], за которыми следовали вспышки взрывов, которые были скрыты за облаками дыма, о бесчисленных прожекторах, о волнении, когда самолет был пойман и пытался скрыться от светового конуса, о коротком пылающем факеле, когда в него попадали. Без сомнения, этот апокалипсис представлял собой великолепное зрелище"
Как только самолёты повернули обратно, я поехал в те районы города, где были расположены важные заводы. Мы ехали по улицам, усыпанным обломками, вдоль которых стояли горящие дома. Семьи, пострадавшие от бомбёжек, сидели или стояли перед руинами. На тротуарах валялось несколько предметов спасённой мебели и другого имущества. Царила зловещая атмосфера, полная едкого дыма, сажи и пламени. Иногда люди проявляли то странное истеричное веселье, которое часто наблюдается в разгар стихийных бедствий. Над городом висело облако дыма, которое, вероятно, достигало двадцати тысяч футов в высоту. Даже днём эта ужасающая сцена казалась такой же тёмной, как и ночью."

Далее Шпеер описывает ущерб, нанесенный одним конкретным рейдом: "26 ноября 1943 года, через четыре дня после уничтожения моего министерства, очередной крупный воздушный налёт на Берлин вызвал огромные пожары на нашем важнейшем танковом заводе в Аллкетте. Берлинская центральная телефонная станция была разрушена... Тем временем я прибыл в Оллкетт, большая часть главного цеха сгорела, но берлинской пожарной службе уже удалось потушить пожар."

По самым скромным подсчетам, более 400 000 человек потеряли свои дома в результате бомбардировки Берлина. Только в ходе ноябрьских рейдов погибло 4000 мирных жителей, но по мере того, как кампания продолжалась, количество жертв уменьшалось, поскольку бездомные берлинцы покидали город десятками тысяч.

Последствие

Более широкое комбинированное бомбардировочное наступление вынудило Германию вывести войска и вооружение с Восточного фронта для защиты своих городов. В 1941 г. Германия задействовала 65% своих сил на востоке, но в 1944 г. эта цифра сократилась до 32%. Зенитные орудия и личный состав, в частности, были отвлечены в огромных количествах, и многие из них отправились защищать Берлин. Кроме того, был нанесён серьезный ущерб военной промышленности и логистике. Как отмечал Шпеер, воздушная война была жизненно важным фронтом, и «это было величайшее проигранное сражение Германии.

Мемориальная церковь Кайзера Вильгельма, Берлин. Церковь была повреждена во время бомбардировок Берлина во время Второй мировой войны (1939-45) и оставлена в качестве мемориала.
Мемориальная церковь Кайзера Вильгельма, Берлин. Церковь была повреждена во время бомбардировок Берлина во время Второй мировой войны (1939-45) и оставлена в качестве мемориала.

Тяжёлые потери в лётчиках и самолётах, отсутствие доказательств того, что моральный дух немецкого населения был сломлен, и обеспокоенность по поводу больших жертв среди гражданских — всё это способствовало серьёзной дискредитации идеи бомбардировок как в умах лиц, принимающих решения в армии, так и в сознании широкой общественности. Технологии помогли возродить идею крупномасштабных бомбардировок, когда новые истребители, такие как P-51 Mustang, способные действовать на гораздо большей дальности, чем предыдущие истребители, означали, что бомбардировщики можно сопровождать к целям в глубине Германии. Еще больше немецких городов, включая Берлин, подверглись бомбардировкам ещё до окончания войны, печально известной среди этих налетов была бомбардировка Дрездена в 1945 году (февраль-март). Бомбардировки территорий применялись и за пределами Европы. С мая по июль 1945 года, чтобы избежать такого наземного наступления, как высадка в Нормандии, гражданское население почти всех японских городов подверглось массированным бомбардировкам, кампании террора, кульминацией которой стало полное опустошение Хиросимы и Нагасаки с использованием атомных бомб.

Окончательное падение Берлина наступило, когда в конце апреля 1945 года город был освобождён Советской армией во главе с маршалом Георгием Жуковым (1896-1974). 30 апреля Гитлер покончил жизнь самоубийством в своем бункере под городом. 2 мая город сдался. Берлину понадобилось много лет, чтобы оправиться от разрушительных бомбёжек. Мемориальная церковь кайзера Вильгельма была повреждена во время бомбардировки, но её башня сохранилась без ремонта как постоянный мемориал, тем кто погиб на войне.