Найти в Дзене
SCRIPT DOCTOR ОСОКИН

Бизнес на фараонах: из древнеегипетских мумий делали краски для художников

В музее имени Пушкина в Москве сообщили о завершении масштабной работы по реставрации древнеегипетских мумий. За два года специалисты проверили и обработали разными сохраняющими составами 29 мумий, причем не только людей, но и их любимых животных. Мумии кошек, собак и птиц тоже помещали в гробницу с саркофагом хозяина.

Впрочем, мумифицировались не только его любимцы. В гробницу помещали и животных в виде продовольствию запаса – чтобы у покойника в загробном мире гарантированно была пища.

Все мумии в ходе реставрации прошли антисептическую обработку, порой пришлось склеивать истлевшие бинты мумий, заполнять специальным раствором возникшие трещины и повреждения в костной ткани. Кстати, часть этих повреждений могла произойти из-за того, что от мумий в прошлые века специально отрезали кусочки бинтов и тканей.

Это делалось по заказам колеровщиков (составителей красок). Еще в средние века они стали снабжать художников коричневой краской, которая создавалась как раз на основе останков забальзамированных древнеегипетских мумий.

Особенно популярной эта краска была у прерафаэлитов, которые любили писать картины в коричневых тонах.

Фото с сайта: dic.academic.ru
Фото с сайта: dic.academic.ru

Эта краска стала терять популярность лишь в конце XIX века, когда ее состав наконец стал известен художникам. И, например, художник-прерафаэлит Эдвард Берн-Джонс торжественно захоронил краску в своем саду, когда узнал, что это - частицы древнеегипетской мумии.

Фото с сайта: ru.wikipedia.org
Фото с сайта: ru.wikipedia.org

Возмущались не только художники, узнавшие секрет коричневой краски - возмущались и ученые. Они говорили, что отщипывание кусочков от останков и бинтов нарушает целостность мумии и может провоцировать процесс гниения.

Не знаю уж, по этой причине или по какой другой, но именно такой губительный для мумии процесс гниения стал развиваться в останках одного из самых знаменитых фараонов - Рамзеса II. И Рамзес стал еще более знаменитым после лечения от этого распада тканей – ведь ему единственному из фараонов выписали египетский паспорт, через 3189 лет лет после его смерти.

Дело в том, что мумию Рамзеса в начале 70-х годов прошлого века решили отправить на реставрацию во Францию. Но по французским законам того времени, у любого человека, попадающего на территорию страны, живого или мертвого, должны были быть документы, удостоверяющие личность. И вот в связи с этим было принято решение сделать для Рамзеса настоящий паспорт - с фотографией головы мумии и основными идентификационными данными. А в графе "род занятий" египетские власти написали: "фараон (скончавшийся)".

Фото с сайта: thevoicemag.ru
Фото с сайта: thevoicemag.ru

Когда мумию Рамзеса привезли в Париж, в аэропорту Ле-Бурже ее встретили с воинскими почестями и затем с полицейским эскортом доставили в лабораторию. Там останки фараона были подвергнуты специальному антигрибковому облучению, чтобы остановить дальнейший распад тканей. Реставрация мумии Рамзеса прошла успешно, и фараона вернули в каирский музей.

Об этой истории рассказал 1974 году журнал National Geographic. Но в журнале тогда не было фотографии паспорта Рамзеса. Сейчас такие фото выдают поисковики в интернете, но эксперты до сих пор спорят о том, достоверны или эти снимки или нет.

Кстати, в такой паспорт могли бы еще для красоты рядом с мумифицированной головой поместить еще и реконструкцию лица Рамзеса II. Ученые, которые давно уже исследовали и замерили различные детали его черепа, высказывали предположения, что он выглядел при жизни примерно так.

Фото с сайта: knife.media
Фото с сайта: knife.media

И, возможно, примерно такие же лица должны были иметь многочисленные статуэтки в гробнице фараона – их было 365, как дней в году. Статуэтки Рамзеса не сохранились - зато эту традицию в нетронутом виде обнаружили археологи в гробнице Тутанхамона. Они нашли там 365 миниатюрных фигурок, каждая с лицом фараона.

По традиции, это были фигурки слуг, которые должны были работать вместо фараона в загробном царстве. А лицо фараона им всем рисовали, чтобы обмануть подземных богов - чтобы эти статуэтки там принимали за самого фараона.

Благодаря тому, что гробница Тутанхамона осталась неразграбленной, археологи, впервые увидели и то, о чем они раньше только читали в древних папирусах - «золотые пальцы фараона».

Фото с сайта: gazetametro.ru
Фото с сайта: gazetametro.ru

Эти золотые напальчники напоминали о древней традиции: никто не имел права прикасаться к фараону, подданные могли лишь целовать напальчники на его руках.

Если понравилась статья - поставьте лайк и расскажите о ней друзьям в социальных сетях.