Однажды донским казакам, царь Михаил Федорович "телеграмму" прислал:
"В море на грабеж не ходите и тем самым не ссорьте Нас с турецким султаном. Послушайтесь, тем самым вы покажете свою прямую службу Нам... Если же, несмотря на это, после этого нашему делу с турками будет какая-либо помеха, мы наложим на вас санкции, в Москву для ласки не позовем, пошлем на вас войско, велим на месте хаты вашей поставить свою крепость, изгоним вас с Дона и вместе с султаном не позволим вам воровать, как вы делаете это сейчас. Страшитесь нашего гнева, с азовцами немедленно помиритесь...".
Донцы мало внимали угрозам царя, говоря друг другу:
Мы верны Белому царю, но то что саблей забрали, даром не отдадим.
Долгое время казаки мечтали о взятии Азова под свой контроль. Пока крепость находилась в руках турок, казаки были сильно ограничены в своем развитии. И для экономического чуда необходимо было взять под контроль важнейший для региона морской путь.
Захватить Азов и стать его хозяином стало главной задачей донского казачества. Они не задумывались о том, смогут ли удержать его в дальнейшем, главное для них было одержать победу. В этом стремлении им помог счастливый случай.
В 1636 году значительная ватага, примерно четыре тысячи запорожских казаков, держала курс на Персию с целью там освоить новое поселение. Дончане тормознули гостей и решили их подговорить остаться:
Зачем вам какая-то Персия, давайте лучше заберем Азов и будем спокойно ходить и на Синее, и на Черное море, там за один поход заработаете больше, чем в своей Персии за 10 лет.
Собрали запорожцы майдан, покумекали, прикинули хрен к носу и решили согласиться. И на радостях выпили с дончанами. за успех этого безнадежного дела.
В эту же зиму разослали казаки по всем станицам "повестки". Начали готовиться к походу. Походным атаманом сделали Михаила Татаринова, царя все же решили предупредить, отправили ему весточку.
Азов защищала тройная линия каменных укреплений с 11 башнями. Первыми были стены Топракова города, вторыми – Ташкалова города, третьими – стены собственно Азова. Крепость опоясывал вымощенный камнем ров шириной в 8 метров и глубиной в 3 метра. Все эти стены не отличались особой мощностью, однако малокалиберная артиллерия казаков могла лишь повредить их, но не разрушить.
Туркам, конечно же, не приходило в голову, что конный спецназ без артиллерии и осадного орудия решился бы на такую лихую затею. Поэтому турки, расслабив булки, не придали казачьим сборам большого значения.
Шпион
К великому несчастью для казаков, в их лагере был турецкий шпион под видом посла, грек по национальности Фома Кантакузен. Он обманул казаков, задаривая и задабривая их. И вот на пиру с помощью алкоголя он развязвает им язык и узнает их тайный замысел. Казачья контрразведка работала слаженно, они перекрыли все пути, которые вели к Азову, но Фома смог перехитрить их и отправил паше весточку.
В крепости начался знатный кипиш: установка орудий, сбор защитников. На ее высоких стенах уже стояло порядка четырех тысяч янычар, а артиллеристы расхаживали с зажженными фитилями у своих чудовищных пушек. И тогда увидели казаки, что были они обмануты. И тут же задержали посла.
И вот, в день Георгия Победоносца, казаки отстояли благодарственный молебен, помолились Богу и отправились в поход. Атаман Татаринов, как опытный воевода, распорядился перекрыть все пути, ведущие к крепости. В первую очередь были взяты под контроль устья Дона и все дороги, ведущие в Азов, из Крыма и Кубани. После того, как крепость была обложена, казаки подошли ближе. И начали планировать штурм.
Немец
По счастливой случайности, среди казаков оказался немецкий инженер Иоганн. Казаки узнали о нем накануне, когда выпивали в трактире. В пьяном угаре, немец вызвался подорвать стену с помощью подкопа, хоть он и забыл, когда последний раз занимался земляными работами. Однако на следующий день, после тяжелого похмелья, немец начал свою работу. Правда делать подкоп он начал не в ту сторону. Когда это стало понятно, казаки начали роптать и высказывать свое недовольство, немец взял себя в руки, и начал закладывать новый подкоп.
Татары
В это время в окрестностях казачьего лагеря появляются татары. С криками и воплями, они бросаются на казаков. Это пришла подмога осажденным туркам.
Степь ожила. Земля дрожала под напором вражеских сил, и небо озарилось пламенем войны. Началась эпическая конная битва. Вихрь сражения окутал поле криками воинов и звоном оружия. Кони мчались на полном скаку, поднимая клубы пыли и переплетаясь в смертельном танце. Однако перевес оказался на стороне казаков, они начали громить татар с необыкновенной прытью.
Татары с видимым удивлением и страхом в глазах начали осознавать свою судьбу. В их сердцах зазвучал монотонный марш отступления, и, сгрудившись под ударами казаков, с грустными лицами покинули поле битвы и отошли за бугор.
Казнь турецкого посла
В это время казачья контрразведка перехватила гонца с письмом. В нем паша подробно описывал бедственное положение азовцев и просил помощи у султана. После допроса с пристрастием гонец указал на Фому Кантакузена как на организатора всего происходящего и даже назвал его колдуном. Казаки пришли в ярость и обоих казнили. Фому утопили как лихого колдуна. После этого отслужили молебен, окропили святой водой табор и успокоились.
Турки со стен, начинают откровенно угорать с казаков: "Сколько под Азовом ни стоять, а его, как своих ушей, вам не видать!" – кричали они со стен. Казаки не смогли стерпеть обиды, не зная правил осадной войны и понадеявшись на счастливый случай, атаковали крепость, правда безуспешно, турки с легкостью отбили атаку, и продолжили смеяться.
После неудачной попытки, казаки начали терять надежду, особенно запорожцы, которые выражали недовольство и говорили, что лучше бы они поехали в Персию.
Успех
И вот, на третий месяц осады, во время очередной попытки взять крепость, как гром среди ясного неба, над стеной вдруг появилась «Молния великая» и сильный взрыв сотряс стену. Это был наш немец, который смог. Первая линия обороны была пробита.
Через пробитую брешь казаки во главе с атаманом ворвались в крепость. На улицах Азова разгорелся ожесточенный рукопашный бой. Одновременно с противоположной стороны казаки забрались на стены по штурмовым лестницам и, захватив турецкую артиллерию, направили ее против защитников крепости. Все поле было покрыто бегущими азовцами, но лишь немногим из них удалось избежать кровавой мести за насмешки над казаками, за погибших товарищей, за долгое томление в осаде. Скоро в Азове не осталось ни одного турка.
В свое время богатый Азов, принадлежавший генуэзцам, стал опустошенным после турецкого завоевания. Великолепные постройки города со временем разрушились, а христианские храмы превратились в мечети. По улицам бродили тысячи голодных собак.
Азов под контролем казаков
После освобождения города казаки устроили пир под открытым небом, гордясь тем, что Азов пал благодаря их смекалке и силе. Они освободили христианскую землю, разграбив владения неверующих. Добычу поделили поровну, а ценные ткани и посуду отправили в монастыри для молитв о спасении душ погибших и здравии живых.
Старый храм Иоанна Крестителя казаки освятили, а затем построили новый храм в честь святого Николая Чудотворца. Азов провозгласили свободным христианским городом. Казаки начали организацию бизнес-процессов, проложили торговые пути. Сразу потянулись купцы из Кафы, Керчи и Тамани. Казаки, пока не знавшие городской жизни, быстро приспособились к новой обстановке и радостно пели песни.
Царь Михаил Федорович, хоть и выразил недовольство казакам за их самовольную расправу с турецким послом, тем не менее в 1638 году отправил на Дон 100 пудов пороха и 150 пудов свинца, а также царское знамя. Когда в Москву прибыл новый турецкий посол, царь ответил:
что казаки – свободные люди и воюют на свой страх и риск. Если султан пожелает, то может сам с ними разобраться.
Султан бы с радостью последовал совету царя, но в Персидском походе он умирает, и вот через 3 года его брат Ибрагим I собирает великое войско и с ним подступает к Азову.
Продолжение следует......
Данная статья написана по казачьим легендам и несет развлекательный характер. Спасибо за внимание.
telegram https://t.me/odin_tip33