Нашла этот обряд, очень подробно расписанный, в этнографическом журнале за 1914 год. Записан он был с натуры.
110 лет назад в северных русских губерниях еще вот так, по древним обычаям, отправляли - нет, не Родину защищать, как это сейчас называется - а "на службу государеву". Данный обряд был записан в Пермской губернии. Он очень древний. И ведет начало из глубокой старины, допетровских времен.
Напомню, что в северных районах, как и в Сибири, не было крепостного права, и там хорошо сохранились древний русский быт, обычаи и обряды. Изничтожила все это потом Советская власть.
Данный обряд проводился в последний день , который будущий солдат проводил дома.
Я вам его опишу, естественно, в общих чертах, стараясь передать дух и смысл происходящего.
Весь последний день был стандартно расписан, и все его события в совокупности и составляют обряд поводов.
Итак.
1. В этот день будущий солдат вставал очень рано - вместе с женщинами.
2. Первым делом, он умывался-одевался и становился молиться. Это была очень долгая и обстоятельная молитва с обращением ко всем святым вместе и некоторым в отдельности. Мужчина просил его благословить "послужить царю всероссийскому постоять за веру христианскую". Все молитвы сопровождались земными поклонами. Особо просил защиты у Богородицы и Николы Угодника..
3. Сбор вещей в дорогу.
4. Посещение бани. Цели было две. Просто очиститься перед дальней дорогой и смыть с себя "тоску-кручину" по родным и близким. Чтобы не страдать в разлуке с ними. Для последнего вся баня и все, что в ней использовалось заговаривала специальная знахарка. Но при этом -"силою креста животворящего".
5. В лучших одеждах опять молится и садится за стол с семьей и близкими родственниками - пить чай и обедать. В это время ему подают заговоренное вино - и от печали, и от ран и смерти. Причем - не просто от смерти - а от "напрасной смерти". Разницу, надеюсь, вы понимаете.
В это время начинают женщины плакать и причитать - причем, по древним текстам, а не произвольно.
Первой начинает мать, которую, что мне очень понравилось, в народных поверьях считали "всегда горящей перед Богом свечей за детей своих".
Потом присоединяются остальные женщины. Сестры, крестная мать, тетки. Особенно плачет жена. Муж ее утешает.
Там такие тексты, в стиле древних русских былин, которые произносили присутствующие как по ролям, что у меня возник вопрос - как и когда они это все заучивали?
Ведь не каждый день все эти обряды происходили. И обрядов было, судя по тому, что я вычитываю в старинных этнографических журналах, очень много, причем многие подразумевали согласованное участие большого количества людей.
Когда они все это учили? Откуда знали?
У меня сложилось впечатление, что в целом всем рулили специально приглашаемые бабульки, которые все это знали наизусть. Но бабулька могла в целом рулить действиями других - говорить-то она за них не могла. А они не импровизировали.
Для меня это самая большая загадка в таких вещах.
В это время, заслышав плач и обрядовые причитания, в избу приходят соседи, родственники, друзья, и все женщины тоже начинают причитать.
Обстановка становится необыкновенно морально тяжелой.
Причем это все, заметьте - в стихах! Как в старинных былинах!
У меня есть сборник древних русских песен, собранный и изданный еще при дедушке Сталине - и просто поражает, насколько был поэтичным русский народ. Куда все делось? А ведь это передавалось веками, сотнями лет, из поколения в поколение! Страшно представить, какое грандиозное наследие было уничтожено всего за 70 лет.
6. Пока все рыдают и прощаются с солдатом, а солдат с ними, во дворе запрягают лошадей. Когда плач завершается, солдат встает, всем кланяется и с друзьями садится в повозку и едет на молебен в церковь.
7. После молебна вся компания на лошадях и с печальными песнями несколько кругов объезжает вокруг села.
8. Потом солдат едет по всем родственникам (более дальним, чем были до этого) и друзьям. Его везде угощают, благословляют, дарят подарки, и просят "служить верой и правдой Государю, царю Белому". Здесь его не оплакивают, а, наоборот, стараются развеселить.
9. Пока солдат находится вне дома, там, под руководством опытной бабки все женщины продолжают его оплакивать. Добираются уже до вероятности того, что он не вернется.
10. Мать и жена проверяют - на месте ли старая одежда солдата и его сбритые волосы. Они будут потом на это смотреть и молиться.
11. Солдат с друзьями, навестив всех родных и друзей, делают прощальный объезд вокруг села. Потом приезжают к дому солдата, его берут под руки и с песнями ведут домой. Причем, песни и грустные и очень веселые. Вперемешку.
12. Женщины, мать, жена и родственницы, выходят из дома и встречают солдата, бросаясь ему на шею.
13. Вечернее застолье. "Печальный пир". Солдат всем гостям по очереди подносит вина, называя каждого по имени, они ему желают хорошего, и дарят деньги или вещи.
14. После застолья столы отодвигают, все встают, солдат становится перед иконами, за ним стоит вся родня, и все начинают молиться, кладя земные поклоны.
15. Солдат просит благословения у отца и матери. Отец его благословляет иконой и хлебом. Хлеб тут же режут на сухари и сушат - его солдат завтра заберет с собой.
16. Потом солдат просит благословения у родни - все его благословляют.
17. Солдат обводит взором избу, потом смотрит на печь, подходит к ней и приглашает с собой духов дома.
18. После этого его под руки друзья выводят его из дома. Он прощается с домом, родным крыльцом, двором, хозяйством, особо - с любимой лошадью, которую, как правило, дарили на свадьбу.
19. Все пешком идут до околицы, женщины плачут. Лошадь с повозкой или санями, в которой солдата увезут в город на сборы тоже идет шагом. Но околице последнее прощание, солдата сажают в повозку и быстро увозят.
Сбор был в городе рано утром, поэтому их дома выезжали на ночь глядя.
Вот аж до мурашек. Даже не знаю, что сказать в конце...
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал. Для этого слева на экране компьютера надо нажать кнопку Подписки.