Каждый из российских губернаторов многое бы дал, чтобы заглянуть в своё личное дело, которое находится в Администрации Президента. Ведь там не только фотографии 3х4 и 9х12, официальная биография фигуранта, рекомендации, выписки из приказов о поощрении, перечисление заслуг и регалий, т.е. всякая бюрократическая формализированная шелуха, но и та информация, которая публично не озвучивается, но важнее прочей.
Речь идет об отчетах наблюдения спецслужб, созданные по заказу АП, коррупционных связях и их динамике, финансовых потоках и их распределении, аналитические справки, выводы о профпригодности и т.д. Нет, губернаторы и сами прекрасно всё знают о себе, но их интересует то, что досконально знают о них высшие начальники.
Так вот, господа губернаторы, высшие начальники знают о вас всё. И эта информация собирается, накапливается, с тем, чтобы однажды шариковая ручка Президента, закупленная Управделами по неплохой цене (на ручках не экономят), вычертила на судьбе каждого визу: Достоин федеральной должности в Правительстве; Списать в Совет Федерации; Списать на второстепенную должность в СовБез РФ, Секретариат союзного государства, послом на острова Зеленого мыса и пр.; Уволить, в связи с утратой доверия; Возбудить уголовные дела и разрушить всё, что фигурант создавал допрежь, в т.ч. и его судьбу.
Любое решение высшего бюрократа несет изменение в судьбе бюрократа низшего, так устроена Система. Но любое решение высшего должностного лица отнюдь не формализированное. Оно продиктовано не только материалами личного дела, но личным отношением Владимира Владимировича к персонажу.
И в последнее время, одним из важных критериев этого отношения является соц.рейтинг, в который входит публичная деятельность губернаторов по отношению к государству, по отношению к жителям региона, поступки рациональные/иррациональные, глупость или проявление ума, активность (полезная/бесполезная), орг.способности и поведение во времена ЧП.
Причем сам Путин терпеть не может бумажных кип. Листать и внимательно перечитывать пухлое личное дело чиновника он не будет. А решит проверить свою интуицию, позвонив Вайно, Громову или Кириенко, и спросит мнение у них. И те выскажут своё мнение правдиво, с учетом изложенного в досье, но так, чтобы угадать настроение главы государства.
И если Владимир Владимирович решит изменить судьбу имярека, то тут никакие влиятельные группировки, стоящие за лицом, не смогут ничего с этим поделать. В этих административных шахматах Президент поднаторел за последние пару десятков лет, а потому иной раз его решения кажутся неожиданными, но всегда имеют под собой значимую основу.
Казалось бы, ну что дает губернаторская должность, кроме небольшой местной власти, зачастую символичной? Зачем вообще чиновники рвутся на эту должность? Ведь в полную силу развернуться в регионе не дадут (если ты не глава Чечни, преданный, но своенравный), не позволят рамки. Ан нет, это трамплин и ступенька, либо наверх, либо вниз с горы кувырком. Чиновник не может не расти. Если он застрял на месте, значит неважный из него карьерист. А губернаторство — это публичность и почёт, власть, привилегии, другие деньги. Ну и ответственность, конечно. И на кону всё или ничего, благополучие или забвение. Есть шанс шагнуть в другой мир, с другими возможностями, но и оступиться недолго.
Фигуранта можно прощать бесконечно, закрывать на что-то глаза, но иной раз сумма критических факторов перевешивает былую симпатию и фигура с доски сметается, в угоду государственных интересов. А интерес Путина — это ныне и есть самый важный государственный интерес.
Губернатор Белых, в своё время, потерял свою должность не за взятку (мало ли он их брал), а в связи с тем, что доверие ВВП было утрачено. Белых получил свой шанс одновременно вместе с Кириенко, но Сергей Владиленович не измарался, а Никита Юрьевич пустился во все тяжкие, своим шансом пренебрег, а значит, обманул.
Губернатор Юревич смел спорить с Президентом, отстаивая свои шкурные интересы, и никакое влияние не помогло ему удержаться во власти, которую он потерял стремительно и бесповоротно. Глава Марий Эл Маркелов, после разговора с Кремлем, написал заявление об отставке, и тут же был задержан за многомиллионную взятку.
Губернатора Матвиенко перевели на работу в Совет Федерации, т.к. по чудесатому управлению Санкт-Петербургом накопилось немало вопросов. Губернаторы Жвачкин, Васильев, Любимов, Радаев, Евстифеев написали заявления сами, по собственному желанию, но перед этим с ними поговорили в АП, и, судя по обильным комментариям жителей регионов, они определенно не "тянули".
Закономерность такова, что на заметку берутся либо самые тихие, либо самые активные, которые вольно или невольно оказываются в центре внимания. Если тихий, значит нет активности, стагнация, а регион давно сигнализирует, сполз в неблагополучные. У активности иная цена, чаще всего она исходит от энергичности чиновника или в виде реакции на неблагоприятные факторы.
Некоторым главам регионов активность добавляет баллов. Дальний Восток, например, на хорошем счету у Кремля. Для управления Дагестаном и Ингушетией нужен особый талант. А к Читинской области всегда есть вопросы.
Некоторая активность выглядит возней, как в случае с напускной набожностью губернаторов Беглова и Шумкова и историями с облётом территорий с иконами на вертолетах за казенный счёт. Грубость губернатора Паслера по отношению к местным жителям — тоже своего рода активность, но чести ему не делает.
Но важно дело, способность не утерять контроль. Так глава Башкортостана Хабиров в конфликте с митингующими казался проигравшей стороной, но сумел переломить историю с эко-протестами в сторону борьбы с местными сепаратистами. Очков не заработал, но и не потерял. А губернатор Подмосковья Воробьев сумел возвыситься над коммунальным коллапсом, не позволил раздражению взять вверх — в ответ на негатив замерзших жителей, с гражданами общался учтиво, обходительно, принял меры и вытянул ситуацию на ровную плоскость.
А если вместо дела — пустопорожняя суета, замалчивание, вранье, перекладывание ответственности на других и жалобы на что угодно — такой губернатор практически обречен на уход. В наше непростое время власти проблемы не нужны, нужны решённые задачи. Худо другое — многих проблем можно было избежать, своевременно решая их, умело оценивая риски. А "школа губернаторов" этому, видно, не учит.