Найти тему
Perfect Gentleman

Saxon. Hell, Fire and Damnation (2024). Рецензия

Автор: Dмитрий Фомин

Жанр: heavy metal

Страна: Великобритания

Лейбл: Silver Lining Music

Дата выхода: 17 апреля 2024

Несмотря на почтенный для метал-сцены возраст, отряд бравых «саксонцев» из южного Йоркшира продолжает активную деятельность. Начиная с 2018 года они постоянно находят повод лишний раз напомнить о себе, будь то очередной оригинальный альбом или же сборник каверов, поражая своей жизненной энергией, желанием писать новую музыку и лихо отжигать на сцене.

Только за последний год эти джентльмены успели неплохо оторваться на очередном кавер-релизе «More Inspirations», сойтись в схватке с викингами из Amon Amarth и заодно проводить на заслуженный отдых гитариста Пола Куинна, который стоял у самых истоков группы. Его коллеги отнюдь не стремятся на пенсию, о чём говорит плодотворная работа над новейшим оригинальным материалом.

-2

«Hell, Fire and Damnation» — такое грозное название получил двадцать четвёртый студийный альбом именитых Saxon, который помимо стойкой преданности своему делу свидетельствует о завидной продуктивности ветеранов. Костяк группы остался в неизменном виде: Бифф Байфорд — лид-вокал, Дуг Скеррэт — гитары, Ниббс Картер — бас и Найджел Глоклер — ударные. Что касается замены Куинну, на его место заступила ещё одна живая легенда британского хэви — Брайан Татлер, основатель Diamond Head. К слову, и сам Куинн также отметился на новом альбоме, сыграв в паре треков.

Сведением и мастерингом альбома в очередной раз заведовал Энди Снип (Judas Priest, Accept), чей опыт работы со старожилами метал-сцены позволяет вдохнуть новую жизнь в подобный материал, даже если он не блещет оригинальностью. Добротный и честный саунд — очень важная деталь для метал-группы. Но намного важнее, чтобы сами музыканты были в состоянии наваять десяток хороших песен, за которые не было бы стыдно им самим. Но недаром Saxon носят титул живых классиков NWOBHM — с возрастом их навыки никуда не делись, и при желании они могут надрать вам зад… по своим олдскульным методам.

Как и в случае с предшествующими релизами, не стоит ждать от новинки особых откровений. Saxon не считают нужным сходить с проторенных путей по одной простой причине — они самое что ни на есть олицетворение той музыки, что исполняют почти полвека. Классика на то и классика, что прекрасно проявляет себя во все времена и эпохи. Вдобавок ко всему Saxon, как металлисты старой закалки, хорошо знают, как встряхнуть своего слушателя. Как это у них заведено, новоиспеченный «Hell, Fire and Damnation» не просто очередной альбом, а новая антология исторических, литературных, мифологических и вполне реальных историй и событий, которые легли в основу нового тома сочинений.

Открывает альбом весьма тревожное и атмосферное интро «The Prophecy», в котором ощущается сильный кинематографический эффект 1980—1990-х годов: в качестве специального гостя своими грозными декламациями здесь отметился английский актер Брайан Блессид («Робин Гуд — принц воров»). Далее вступает титульная тема, которая повествует об извечном противоборстве света и тьмы, потерянном рае и роли самого человека, раздираемого напополам воздействием двух разнополярных стихий. Композиция демонстрирует необычную эпическую ипостась группы — основательный, прямолинейный, в меру пафосный номер с уносящимся ввысь экзальтированным прочувствованным припевом, с которым прекрасно справляется старина Байфорд.

В схожей манере написана «Madame Guillotine» — еще один исторический очерк, рассказывающий о казни Марии Антуанетты. Трек выделяется более минорными и тревожными оттенками, что подчеркивают партии баса, в то время как общий драматизм выходит на первый план в превосходно прописанных линиях лид-вокала и витиеватых соло.

Скоростной боевик «Fire and Steel» с ярко выраженным рок-н-ролльным нутром получился столь же бесхитростным, сколь и забористым — тщательно отмеренная доза бескомпромиссного штормового неистовства в лучших традициях 1980-х, которой можно простить явное самокопирование «саксонцев». Здесь говорится об изготовлении знаменитой шеффилдской стали, трек таким образом напоминает, что Англия — это одна большая сталеплавильня в том или ином смысле.

«There's Something in Roswell» нагоняет куда больше интриги: речь здесь идёт о Розуэлльском инциденте — городской легенде о крушении НЛО близ города Розуэлл в штате Нью-Мексико в 1947 году. На деле же перед нами хлёсткий, драйвовый и стремительный номер без особых излишеств, обжигающий своей энергетикой и доводящий до сладостного исступления.

Захватывающие приключения разворачиваются в увлекательной и динамичной композиции «Kubla Khan and the Merchant of Venice», где сталкиваются Запад и Восток. Пьеса рассказывает сразу о двух исторических личностях: о Кубла-хане (иначе — Хубилае) — монгольском хане, основателе монгольского государства Юань, в состав которого входил и Китай, и о Марко Поло — венецианском купце и путешественнике, благодаря которому Европа и узнала о монгольском правителе. Некоторые слушатели успели сопоставить эту вещь с композициями Iron Maiden, но со своей стороны скажу, что сходства здесь очень и очень мало: Saxon избегают размеренной и велеречивой манеры «Железной девы» и придерживаются своего энергичного, можно сказать, воинственного темпа с обязательными хуковыми припевами.

«Pirates of the Airwaves» доставляют несколько минут ностальгии в компании приятно незатянутого, абсолютно бесхитростного и олдового до мозга костей хэви в первозданном виде. Текст посвящен «пиратам радиоволн», что когда-то на свой страх и риск через нелегальные каналы транслировали музыку, которая по тем или иным причинам была под запретом.

Суровый и напористый номер «1066» предстаёт перед нами закованным в броню рыцарем — прямолинейный, крепко сбитый трек с простецким припевом-рефреном, коих довольно много в репертуаре Saxon. В центре повествования — вторжение нормандского правителя Вильгельма Завоевателя в Англию и последующее завоевание страны.

Отчаянием и подавленной злобой пропитан трек «Witches of Salem» — мрачные аккорды, тревожно пульсирующий ритм и холодные соло-пассажи создают давящую и непреклонную атмосферу безнадёжности, а закольцованные припевы Байфорда звучат как приговор. Композиция рассказывает о приснопамятной салемской охоте на ведьм, спровоцированной лживыми наветами, человеческим невежеством и фанатичной пуританской верой.

Финальный трек «Super Charge», повествующий об автогонках и мощных двигателях, в один миг разгоняет мрак и срывается в головокружительный скоростной заезд — сильный и непреклонный хеви-спид-метал с зажигательным вокалом Биффа, который здесь, что называется, высекает искры, вбивая припев в подкорку мозга.

На фоне агрессивного «Carpe Diem» (2022) новое откровение «саксонцев» выделяется обилием мелодичных соло (Татлер выложился более чем достойно) и разнообразием повествовательного темпа, а также общим эпическим антуражем, но при этом ещё больше предшественника тяготеет к шаблонности. Да, «Hell, Fire and Damnation» искромётен, энергичен, лишен малейших провисаний, но вместе с тем более, чем какой-либо из поздних опусов англичан, склонен к самоцитированию. Вполне предсказуемый результат, когда у тебя за плечами более двадцати альбомов, выполненных в схожей стилистике.

Свежую работу Saxon менее всего хочется назвать «свежей» по части мелодий, идей и средств их воплощения. Скорее, мы имеем дело с образцово-показательным релизом, демонстрирующим все особенности звучания квинтета, но легкая вторичность в данном случае слишком навязчиво заявляет о себе.

Всё это становится очевидным лишь при внимательном и дотошном анализе. На деле же мы имеем крепкую, отлично спродюсированную пластинку от настоящих корифеев жанра, прослушивание которой сродни просмотру захватывающего исторического блокбастера из прошлого, а сам материал ещё больше преобразится в ходе живых выступлений. Достойный подарок для всех истинных поклонников Saxon, которые принимают их такими, какие они есть.