Найти в Дзене
Книжные раскопки Kopist

Испанская чаша, резная сталь - самые красивые рапиры 17 века

Самые красивые — это, конечно, сугубо личное мнение. Но обоснованное. Например, вот этим великолепным резным эфесом итальянской работы. Один из немногих случаев, когда украшена не только наружная сторона чаши, но и внутренний диск. Встречается только в явно дорогих эфесах. Полная длина 1188 мм; клинок 1021 мм; перекрестье 299 мм; вес 1304 грамма. Весьма тяжелое оружие для своего времени и назначения — большинство аналогов весит 800-1100 граммов. Стоит обратить внимание и на объемную сквозную резьбу по окончаниям перекрестья и дужки. Некоторые мастера выполняли в таком стиле и рукоять вместо обычной обмотки проволокой, и перекрестье с дужкой полностью. Рикассо и собственно клинок со сложной раздоловкой. К сожалению, технических данных нет. Для сравнения можно посмотреть испанскую шпагу с резной рукоятью, но более обычными дужкой и перекрестьем. Длина 1088 мм, ширина клинка до 16 мм, вес 906 граммов. Вероятно, Толедо. Наиболее распространенным вариантом оформления перекрестья и дужки бы

Самые красивые — это, конечно, сугубо личное мнение. Но обоснованное.

Италия, 1650-1675. Фото — музей Метрополитен СС0
Италия, 1650-1675. Фото — музей Метрополитен СС0

Например, вот этим великолепным резным эфесом итальянской работы.

Италия, 1650-1675. Фото — музей Метрополитен СС0
Италия, 1650-1675. Фото — музей Метрополитен СС0

Один из немногих случаев, когда украшена не только наружная сторона чаши, но и внутренний диск. Встречается только в явно дорогих эфесах.

Италия, 1650-1675. Фото — музей Метрополитен СС0
Италия, 1650-1675. Фото — музей Метрополитен СС0

Полная длина 1188 мм; клинок 1021 мм; перекрестье 299 мм; вес 1304 грамма. Весьма тяжелое оружие для своего времени и назначения — большинство аналогов весит 800-1100 граммов.

Стоит обратить внимание и на объемную сквозную резьбу по окончаниям перекрестья и дужки. Некоторые мастера выполняли в таком стиле и рукоять вместо обычной обмотки проволокой, и перекрестье с дужкой полностью.

Клинок — Толедо?, эфес — Италия. Около 1660. Фото — Художественный музей Филадельфии
Клинок — Толедо?, эфес — Италия. Около 1660. Фото — Художественный музей Филадельфии

Рикассо и собственно клинок со сложной раздоловкой. К сожалению, технических данных нет.

Для сравнения можно посмотреть испанскую шпагу с резной рукоятью, но более обычными дужкой и перекрестьем.

Испания, 1650-1675. Фото — Уоллес коллекшн
Испания, 1650-1675. Фото — Уоллес коллекшн

Длина 1088 мм, ширина клинка до 16 мм, вес 906 граммов. Вероятно, Толедо.

Испания, 1650-1675. Фото — Уоллес коллекшн
Испания, 1650-1675. Фото — Уоллес коллекшн

Наиболее распространенным вариантом оформления перекрестья и дужки было скручивание с большим или меньшим количеством дополнительной резьбы.

Испания, около 1650. Фото — музей Метрополитен СС0
Испания, около 1650. Фото — музей Метрополитен СС0

Еще один пример испанской работы с ажурной рукоятью. Длина 1181 мм; клинок 991 мм; перекрестье 311 мм; чаша 152 мм; вес 1106 граммов.

Надо заметить, конечно, что в 17 веке полностью испанская работа могла выглядеть и как клинок — Толедо, эфес — Милан (владение Испании в 1556-1714 годах).

Клинок — Толедо, эфес — Милан, около 1660-1680. Фото — Художественный музей Филадельфии
Клинок — Толедо, эфес — Милан, около 1660-1680. Фото — Художественный музей Филадельфии

Длина 1187 мм; клинок 1022 мм; ширина клинка до 21 мм; перекрестье 261 мм; чашка 125 мм; вес 890 граммов.

Клинок — Толедо, эфес — Милан, около 1660-1680. Фото — Художественный музей Филадельфии
Клинок — Толедо, эфес — Милан, около 1660-1680. Фото — Художественный музей Филадельфии

Клинок работы одного из мастеров с именем Франциско Руис из Толедо — старшего или младшего, оба работали в 17 веке. Эфес изготовил Франческо Мария Риволта из Милана.

Клинок — Толедо, эфес — Милан, около 1660-1680. Фото — Художественный музей Филадельфии
Клинок — Толедо, эфес — Милан, около 1660-1680. Фото — Художественный музей Филадельфии

Рапиры выше имеют ажурную резьбу на чашке, но это совершенно не обязательно. Работа еще одного миланца Карло Пиччинио.

Клинок — Золинген, эфес — Карло Пиччинино, Милан, 1650-1675. Фото — музей Метрополитен СС0
Клинок — Золинген, эфес — Карло Пиччинино, Милан, 1650-1675. Фото — музей Метрополитен СС0

На этот раз с золингенским клинком. Длина 1118 мм; клинок 946 мм; перекрестье 306 мм; вес 1049 граммов.

Клинок — Золинген, эфес — Карло Пиччинино, Милан, 1650-1675. Фото — музей Метрополитен СС0
Клинок — Золинген, эфес — Карло Пиччинино, Милан, 1650-1675. Фото — музей Метрополитен СС0

Нужно отметить еще один момент: хотя на первый взгляд узоры чаш кажутся почти бесконечно разнообразными, мастера на самом деле пользовались альбомами орнаментов. И эфесы зачастую производились сериями.

Вот две рапиры с испанскими клинками и эфесами, вероятно, итальянской работы.

Испания, Италия? Середина 17 века. Фото — музей Метрополитен СС0
Испания, Италия? Середина 17 века. Фото — музей Метрополитен СС0

Длина 1264 мм; клинок 1124 мм; перекрестье 305 мм; чашка 127 мм; вес 1247 граммов.

Испания, Италия? Середина 17 века. Фото — музей Метрополитен СС0
Испания, Италия? Середина 17 века. Фото — музей Метрополитен СС0

Длина 1251 мм; клинок 1051 мм; перекрестье 298 мм; чашка 121 мм; вес 1133 грамма.

На первый взгляд, отличается только рукоять. При очень внимательном рассмотрении можно найти маленькие отличия в узоре, но чаши, как и эфесы, явно сделаны если не в одной мастерской, то по одному эскизу. К сожалению, они не подписаны.

И еще пара просто красивых экспонатов.

Клинок — Германия, эфес Испания или Италия.  Фото — музей Метрополитен СС0
Клинок — Германия, эфес Испания или Италия. Фото — музей Метрополитен СС0

Длина 1162 мм: клинок 1041 мм; перекрестье 311 мм; чашка 159 мм; вес 992 грамма.

Клинок — Германия, эфес Испания или Италия.  Фото — музей Метрополитен СС0
Клинок — Германия, эфес Испания или Италия. Фото — музей Метрополитен СС0

Следующая рапира очень близка по стилю, но изготовлена, скорее всего, в Северной Италии — Милане или Брешии.

Италия? Середина 17 века. Фото — музей Метрополитен СС0
Италия? Середина 17 века. Фото — музей Метрополитен СС0

Длина около 1200 мм; клинок 1073 мм; перекрестье 292 мм; чашка 140 мм; вес 964 грамма. Чисто визуально — один из моих любимых экспонатов.

Италия? Середина 17 века. Фото — музей Метрополитен СС0
Италия? Середина 17 века. Фото — музей Метрополитен СС0

Продолжение следует - 17 век почти бесконечно разнообразен.

Другие статьи о шпагах и рапирах на канале

Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!