Пост не бывает без искушения, так считали священник, которые были до меня. Мой первый настоятель он даже радовался, когда приходило какое-то искушение: вот я же говорил, в пост всегда бывает искушение. И вот у меня случилось небольшой подагрическое искушение. Откуда это берется, понять невозможно. Врачи толком объяснить не могут. Лег спать, спал хорошо, только нога как будто чуть подвихнулась - и вот и образовалась как-то болевая точки и по нарастающей. А тут надо на исповедь для духовенства. Но, ничего, смог, доехал. Действительно для нормального верующего всегда в пост приходят искушения, и все они по-настоящему по силам. Только надо собраться, и помнить, что пост вовсе немаловажное дело. Интересно, что сегодняшнее чтение из книги Бытия рассказывает о некотором странной искушении человечества, которое постигло его сразу после ухода вод потопа. "На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле". (Быт.11:1-9) Кратко и все понятно для начинающего верующего. А вот если мы возьмем чисто духовный подход и научно-церковный. У меня, собственно, они оба всегда под рукою. Первый свт. Иоанн, второй - ученый святитель Филарет (Дроздов). Святитель Иоанн, я так понимаю, не ставил перед собою задачу объяснения книги Бытия, он просто проводил беседы с народом, отвечая на его духовные потребности, и при этом объяснял книгу Бытия, которая более всего читалась в это время. Святитель Филарет, как мы увидим, значительно погрузился научно-богословское исследование, вник в тайны еврейского языка, игнорирую, может, факт достоверности этого источника. И вас объяснителей разного происхождения. Кстати, во время исповеди я слышал разговор, что синодальный перевод устарел, что кто-то сделал лучше и там многочисленные географические названия и имена звучат ближе к оригиналу.
"Смотри, как человеческая природа не любит оставаться в своих границах, но всегда ищет большего и стремится к высшему. Это-то особенно и губит людей, что они не хотят знать границ своей природы, но всегда желают большего и мечтают о том, что выше их. Оттого-то пристрастившиеся к мирским благам, даже и тогда, когда обладают великим богатством и властью, как бы забыв свою природу, усиливаются подняться все выше и выше до тех пор, пока не низринутся в самую бездну. Это, как мы видим, бывает каждый день, и, однако же, прочие не вразумляются этим. А если на малое время и удерживаются, то скоро, забыв все, опять идут той же дорогой и падают в ту же бездну. То же случилось теперь и с этими людьми".
Святитель составил духовно- нравственную и показывает ничтожность человеческого тщеславия, обличает богатых. Олигархам читать! И приводит свой пример Серну, Тавифу, о которой помнил и печалился весь народ. И апостол Петр воскресил ее из мертвых. "Но если ты непременно желаешь, чтобы о тебе помнили, если это тебе вожделенно, то послушай, как вдовицы вспоминали о Тавифе и как они обступили Петра, проливая слезы и показывая ему платья и одежды, какие делала Серна, живя с ними. Вот живые здания, которые издавали голос и имели такую силу, что даже возвратили умершую к жизни. В самом деле, когда они обступили Петра, проливая горячие слезы и изъясняя свою нужду в пище и (других) средствах к жизни, Петр, сказано, «изгнав вон вся, преклонь колена помолися», и восставив ее, «призва святые и вдовицы, постави ю живу» (Деян.9:40–41). Так и ты, если хочешь, чтобы о тебе помнили, если ищешь истинной славы, подражай этой жене и такие же строй здания; не траться на мертвое вещество, но показывай великую щедрость к подобным тебе. Такая память достохвальна и приносит великий плод". И на то, конечно, была воля Божия, богатейшие Ротшильды, Березовский и ДР. При всем своем могуществе не могли найти никого похожего на апостола Петра. Посмотрим, на дерзновение этих людей. Я думаю, что святитель несколько смягчает для народа гордость творцов столпотворения, обличая частое у людей тщеславие. Тут, они соединились, пользуясь единством языка, чтоб чтобы достать до неба. Вспоминается: будете, как Боги. Явно, это было событие беспримерное, и очень важное потому, что тут проявилось единство поврежденной человеческим грехом природы. И надо было предпринять нечто радикальное, потому что гибельное единство людей, могло снова сработать. Святитель Филарет приводит толкование блаженного Августинана слова "Пойдём же и смешаем их язык", считавшего, что это сказано Господом ангелам. Здесь (Бог) говорит: «приидите, и сошедше». Без сомнения, к равночестным (то есть к другим Лицам Троицы) сказаны эти слова: «Приидите, и сошедше смесим... язык их, да не услышат кийждо гласа ближнего».
Святитель Филарет идёт совсем другим путем. Он сразу задаётся вопросом, бесспорно важным и интересным, что это был за язык. И приводит чьи-то аргументы: Язык Адама должен был сохраниться до Ноя, язык же Авраама Ноев. 1. Авраам же был отделен от представителей других народов, а в строительстве башни его предок не участвовал 2. Самими свойствами еврейского языка и в его наименованиях видны свойства. Предметов. Проверить сего не могу, только у евреев достаточно проблем с современным языком 3.более других языков имеет чистоты, простоты и правильности. Тоже могу принять только на веру. Но, главное в другом, в подходе святитель Иоанн, не напрягаясь, даёт важное духовное и очень нужное конкретному народу толкование, святитель Филарет весь в науке. Он разбирает слово Вавилон и на еврейском и на халдейском. Хорошо раньше учили в академиях! Много интересного у него могут прочитать пытливые умы. Мы же сконцентрируемся на более важных для нас словах святителя Иоанна о посте. "Слышали вы, возлюбленные, отчего произошло рассеяние этих людей и разделение языков. Не станем же, прошу, подражать им; будем пользоваться, как должно, тем, что дано нам от Бога, и, помня природу человеческую, будем предпринимать только то, что прилично предпринимать людям смертным. Размышляя о тленности настоящего и о кратковременности нашей жизни, будем предуготовлять себе великое дерзновение совершением добрых дел, и в эти дни не только покажем особенное усердие к посту, но и подадим щедрую милостыню и принесем прилежные молитвы. С постом всегда должна быть соединена молитва. И что это правда, послушай, как говорит Христос: «Сей род не исходит, токмо молитвою и постом» (Мф.17:21).
Священное время. Вавилонское искушение и наши искушения
11 апреля 202411 апр 2024
5
5 мин