Найти тему

Генуэзский мол

Историческая справка была предоставлена ГБУ РК «Восточно-Крымский ИКМЗ».
Хотим выразить отдельную благодарность за предоставленные материалы влюбленному в гидротехнику и профессиональному водолазу Касьянову Михаилу.

Античный географ Страбон так описывает город и порт в Керчи: «Пантикапей представляет собой холм (ныне гора Митридат), со всех сторон заселенный, окружностью в 20 стадий, с восточной стороны от него находится гавань и доки, приблизительно для 30 кораблей; основан он милетянами. Гавань имеет мол около 160 саж. (340 м)».

В начале XX века со строительством Керченского морского порта возводили защитные сооружения. Не ранее 1915 г. был возведен Генуэзский мол. Он появился на остатках существовавшего здесь издревле мола, который П. Дюбрюкс называл «старый мол», прикрывавший, по его мнению, порт, упомянутый Страбоном, и определял его длину в 100 саж. (213 м).

В конце XIX века эти остатки называли «Генуэзским молом», однако более корректное название «Генуэзская отмель». Построенный на этой отмели мол, благодаря своей небольшой ширине известен и под другим названием: «Узкий». До его появления вблизи отмели с 1863 г. стоял Керченский береговой маяк, чьё изображение известно нам по дореволюционным открыткам. С постройкой мола на нём и в конце волнореза были установлены, соответственно, Красный и Белый маяки.

Дореволюционная открытка "Керченский маяк". Художник Г.О.Калмыков
Дореволюционная открытка "Керченский маяк". Художник Г.О.Калмыков

Согласно экономическому справочнику 1932 г. бассейн Керченского порта образуется двумя защитными сооружениями: Генуэзским и Широким молами. Общая его площадь определяется 56600 кв. м. Генуэзский мол обеспечивает причал и стоянку парусно-моторного флота и мелкосидящих пароходов.

Конструкция Генуэзского мола представлена в исполнительных схемах очерков о строительстве Керченского порта, и ее можно разделить на 2 характерных участка: Генуэзский мол (корневой участок) и Защитный мол (защитный участок). Проектные размеры сооружений составляют:

— корневая часть Генуэзского мола: длина — 319 м, ширина поверху — 44,7 м, ширина по основанию — 65—70 м, глубина у сооружения — до 4 м.

— защитная часть мола: длина — 426 м, из которых 150 м приходится на закругленную часть, ширина поверху — 3—4 м, ширина по основанию — 23—25 м.

План Генуэзского мола
План Генуэзского мола

Корневой участок мола представляет собой дамбу шириной 44,7 м, которая с внутренней акватории выполнена в виде подпорной стенки гравитационного типа из массивовой кладки  для возможности причаливания судов, а с внешней — каменную призму с волноотбойной стенкой. Пространство между данными конструкциями не описано, однако, судя по чертежам, (предположительно) заполнено песчаными, песчано-гравийными и техногенными грунтами высокой плотности.

Поперечный разрез сооружения с внутренний акватории корневой части мола
Поперечный разрез сооружения с внутренний акватории корневой части мола
Поперечный разрез сооружения с внешней стороны корневой части мола
Поперечный разрез сооружения с внешней стороны корневой части мола
Поперечный разрез защитной части мола
Поперечный разрез защитной части мола

История строительства мола

Техническим Советом бывшего Главного Управления Торгового Мореплавания и Портов по журналу от 1 ноября /28 декабря 1905 г. за № 18 утвержден проект сооружения Керченского торгового порта, для обеспечения безопасного судоходства как для крупногабаритных судов, идущих в порты Черного моря, так и для малогабаритных судов, имеющих сообщение лишь с ближайшими Азовскими портами.

-7

Постройка корневой части Генуэзского мола

Все сооружения, согласно утвержденному проекту, предполагалось возвести на мощном слое илистого грунта, причем под массивы набережных, была предусмотрена широкая каменная постель толщиной 1,2 м, которая должна была распределить давление от массивов.

При проведении исследования, выяснили, что на месте проектируемого мола слой ила достигает толщину до 7,5 м.

Возведение спроектированных сооружений на имеющемся весьма слабом илистом грунте без предварительного искусственного уплотнения или замены его более плотным грунтом являлось небезопасным. На основании этого было решено вычерпать ил в котловане под массивную стенку до наиболее возможной, допускаемой конструкцией снарядов, глубины в 9,7 м и заменить его песчаным слоем толщиной в 4,3 м.

-8
-9

В период строительства были проведены опыты, сравнительные результаты которых приведены в таблице 1.1.

Таблица 1 – Осадки сооружения на различных основаниях

-10

Постройка набережной берегового укрепления

Набережная проектировалась длиной 127 м вдоль уширенного берега, примыкающего с севера к корню Генуэзского мола.

Набережная была первоначально спроектирована из одного ряда бутовых массивов, погруженных на каменную постель, заложенной на глубине 2 м.

Типы сооружений Генуэзского мола в Керченском порту
Типы сооружений Генуэзского мола в Керченском порту

Согласно исследованию, основанием для каменной наброски являлся слой илистого грунта толщиной 6,5 м. Верхний слой этого ила толщиной 2,2 м был смешан с песком и представлял грунт средней плотности и, во всяком случае, значительно более плотный, чем залегающий под ним нижний слой ила.

В целях выяснения устойчивости основания были произведены опыты, которые показали, что прибегать к замене грунта нецелесообразно ввиду дороговизны и неудобства производства черпания вблизи улиц и зданий. Поэтому первоначальный тип береговой набережной был изменен и в отношении производства работ была принята следующая определенная последовательность. Сначала грунт уплотнялся каменной наброской, затем отсыпь выравнивалась и на ней устанавливались два ряда бутовых массивов. На верхнем ряду массивов возводилась стенка из бутовой кладки, за ней устраивалась каменная отсыпь, а за ней засыпка грунтом.

Постройка защитного мола по продолжению Генуэзского мола

Кроме вышеупомянутых сооружений проектом 1905 г., в числе прочих работ второй очереди, было предусмотрено еще сооружение особого защитного мола, которое начиналось от оконечности главной части Генуэзского мола, продолжалось по направлению севера, северо-востока и имело длину 210 м. Основная цель мола — защита акватории от юго-восточных и восточных ветров.

-12

Грунт под защитным молом представлял собой ил с песком, залегающий на глубине 3,2 м, далее на глубине 5,3-6,4 м — чистый ил, после которого, на глубине 9,5-10,5 м начинается толстый пласт глины.

-13
-14

Ввиду затруднительных условий возведения защитного мола согласно проекту 1905 г. был разработан тип Защитного мола, состоящий исключительно из каменной наброски без массивовой и бутовой стенок с выравниванием верхней плоскости крупным камнем и с укреплением внешнего откоса. При этом типе сооружения возможно было производить дополнительную подсыпку камня как в период возведения, так и при выполнении ремонтных работ в будущем.

Сегодня сооружение закрыто от свободного доступа, но туристам удается его все-таки сфотографировать.

Источник https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F9810%2F201662374.4e%2F0_1960fe_5515843e_orig.jpg&lr=2&p=2&pos=0&rpt=simage&source=serp&text=%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%83%D1%8D%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BC%D0%BE%D0%BB%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F
Источник https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F9810%2F201662374.4e%2F0_1960fe_5515843e_orig.jpg&lr=2&p=2&pos=0&rpt=simage&source=serp&text=%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%83%D1%8D%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BC%D0%BE%D0%BB%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F

Как видно, концевой участок мола несколько поизносился, но теперь-то Вам немного приоткрылась его славная история строительства.