Найти тему

Гости из Зловещей Долины: куклы Реборн

Куклы-младенцы уходят корнями в глубокую древность. Считается, что, едва ли не с ползунков, девочки начинают эмулировать поведение взрослых женщин. Это, своего рода, отработка родительского инстинкта и присуща она, на самом деле, детям обоих полов. Малыши интересуются младенцами, кутают и укачивают кукол, имитируют кормление из бутылочки и т.п. Куклы-младенцы — неотъемлемая часть человеческой культуры.

Но сегодня речь пойдет о явлении, которому всего около тридцати лет. А именно, куклах Реборн. Кто они такие, откуда взялись? Почему у одних они вызывают бешеный восторг, а у других — такое же сильное отторжение?

Лиза Робертсон и ее "ясли"
Лиза Робертсон и ее "ясли"

Все началось с того, что в конце девяностых (примерно с 1997г.) художники и художницы стали переделывать заводских виниловых младенчиков в максимально реалистичном стиле. Техники работы с такими куклами претерпели изменения, но суть, в целом, осталась та же — ультра-мелкая детализация, волоски прошиваются поштучно, глазки выглядят, «как живые». Кукла тонируется таким образом, что ее кожа выглядит живой и настоящей. Именно поэтому они называются «реборн», т.к. претерпевают, своего рода, перерождение.

-2

И, как раз-таки в их гиперреализме кроется секрет их успеха, вокруг которого выросла целая субкультура «тетенек, играющих в куклы». Так, например, первая кукла, купленная коллекционером Келли Элдред, напомнила ей собственную дочь Лекси, когда та была младенцем. Цена в сто долларов сильно кусалась, но она ни разу не пожалела о приобретении. Келли купила и продала множество реборнов с тех пор, но та самая, первая кукла по-прежнему с ней. Сегодня у ее канала тысячи подписчиков, наблюдающих, как она ухаживает за своими куклами: переодевает их, укачивает, общается с ними.

Келли и ее "подопечный"
Келли и ее "подопечный"

Для многих, тем не менее, такая одержимость куклами-младенчиками непонятна. Более того, реалистичные виниловые (а на сегодняшний день — и силиконовые) мордашки вызывают эффект «зловещей долины». Наш мозг натренирован различать живое и неживое. Супер-реалистичным изображениям людей и животных всегда не хватает какой-то «живости», насколько бы детально они ни были проработаны. Мозг бьет тревогу: Оно неживое!

Листинг с аукциона
Листинг с аукциона

Существует распространенное заблуждение, что реборны — суррогат детей для бездетных женщин. На самом деле, среди коллекционеров этих кукол есть и многодетные матери, и мужчины. Высказывание о том, что реборн — это такой «удобный ребенок», не выдержало проверки исследованиями. Ни одна из коллекционеров не относится к ним, как к настоящим детям.

Своего собственного младенчика можно собрать из специального набора. Определенная доля женщин, профессионально работающих с реборнами, не имеет детей, это правда. Для них создание реалистичных грудничков — искусство, а не сублимация или попытка реализации. Кто-то находит эстетическое удовольствие в разглядывании фото котиков, кто-то — в наблюдении за птицами. А кому-то просто нравятся младенчики.

Кула от Стефани Ортиз
Кула от Стефани Ортиз

От себя скажу, что никогда особо не нянчилась с куклами. Реборны — безусловно, произведения искусства, и я могу понять как очарованность ими, так и страх. Искусство призвано трогать сердца людей.

Завела бы я себе такую штуку? Наверное, нет. Я нахожу их довольно милыми. Но мне будет очень грустно, если младенчик будет просто лежать в коробке, таращась в вечность. Сказывается мое личное представление о том, что все куклы, от тряпиенса до реборна, по-своему живые. Потому что мы вкладываем в них смысл, вдыхаем в них душу. Лучше пусть реборна любит, укачивает и переодевает кто-нибудь другой, для кого это - реальная отдушина.

А что вы думаете по поводу силиконовых младенчиков? Стали бы вы идти на шоппинг за пинетками для виниловых ножек?

-6