Найти тему
Воронцова вещает

Кормят спасателей, потеряли дом, огорчены мародерами: как жители Орска переживают наводнение

9 апреля самолет Москва - Орск был забит под завязку. Авиарейс полностью состоял из неравнодушных граждан и охотниками эксклюзива: волонтеров, блогеров и журналистов.

Аэропорт Орска на реконструкции, рабочие обновляют фасады здания. Поэтому пассажирам ничего не остается, как идти пешком по лётному полю. А у выхода, как и во всех аэропортах России, толпятся, словно пчёлы, таксисты.

Цена до центра 1500 рублей. Общественный транспорт до аэропорта не ходит, а вызывать по приложению нет смысла, долго будут ехать. По крайней мере, так говорят местные бомбилы.

По дороге из аэропорта в Орск, даже не возникает мысли, что в городе ЧП федерального значения. Степь, да степь кругом.

Сейчас Урал переедем, посмотрите, как он разошёлся, а был небольшой речушкой, - говорит водитель такси. Хотя на первый взгляд тоже ничего особенного. Урал и Урал. В городе тоже нет каких-то уж видимых следов от подтопления. Жизнь во всю кипит, будто бы ничего не происходило - на улицах пробки, а люди спешат по своим делам.

Затронут микрорайон Старый город, но туда не доехать: дороги перекрыты, таксисты ни за какие деньги не готовы туда не сунутся. Сотрудники гостиницы также не в курсе, как попасть в затопленную часть города. Журналист МК созвонился с волонтерами. Те указывают адрес: «Только в объезд придется ехать, это часа два». У него нет двух часов и он едет к затопленной площади Гагарина, где установлена композиция «Я люблю Орск».

Подъезд к площади перекрыт. Спуск на мосту заполнен людьми: МЧС, скорые, толпы людей, волонтеры с резиновыми лодками и парни в рыбацких комбинезонах.

Отвозим воду людям, которые отказались эвакуироваться, сидят на верхних этажах, ждут у моря погоды. Ещё в затопленную больницу поедем, они попросили оборудование перевести оттуда, - говорит молодой человек в рыбацком комбинезоне.

Площадь Гагарина полностью ушла под воду. Именно с площади водный транспорт со спасателями отправляется в старую, затопленную, часть города.

Одна из женщин, вместе с подругами и мамой, организовала горячее питание для спасателей и стоят на раздаче еды, так как город не обеспечил их питанием и мужики были голодные:

Мы же видели, какими они возвращались из двухчасового рейса по воде, еле живые, продрогшие.

-2

Чего там только нет – чай-кофе, пирожки с картошкой, яйца, пицца, суп.

Мы тут пятые или шестые сутки, уж не помню. Сплю в машине, сегодня выбралась домой, помылась и вернулась обратно. Продукты приносят обычные горожане. Сначала мы кормили только спасателей, но сейчас наконец-то разрешили передавать продукты тем, кто остался в зоне затопления. Официальные спасатели ведь отказывались брать, думали, что без еды люди быстрее согласятся на эвакуацию. Решили «выкурить» их таким образом. Частники втихаря отвозили им,

- рассказала женщина.

Также женщина поделилась с репортером о наболевшем, о мародёрах. По ее словам они в первый день потопа разнесли магазин «Пятерочка». По ее рассказу, они подплыли на лодке, разбили окна и просто внаглую вывезли продукты. Поэтому сейчас сотрудники полиции патрулируют 24 на 7 затопленную зону на лодках.

Komsomolskaya Pravda/Global Look Press
Komsomolskaya Pravda/Global Look Press

И правда, очень жаль, что когда люди должны сплочаться в беде, находятся те, кто просто наживаются на трагедии. Например, цены на аренду жилья взвинтили в два раза. Снять комнату в районе Биофабрики – 2000 рублей, хотя раньше потолок был - 600 рублей.

Другая женщина рассказала, что у её семьи был коттедж с мебелью, дорогой техникой. Когда начался потом, их дом полностью ушел под воду и теперь восстановлению не подлежит, так как он сделан из пеноблоков, обложенных кирпичом. Так что у них больше нет дома. Они остались в том, в чем вышли из дома. Благо, хоть трех кошек успели спасти.

Мой отец, бывший афганец, долго отказывался выезжать, дом достался ему потом и кровью. Спасатели постоянно гоняли к нему, проверяли, живой-нет. Он сидел там без электричества, телефон на две минуты включит и выключит, экономил батарейку. Вчера МЧС-овцы уже снимали его с крыши, - делится своей печалью женщина.

В ходе беседы женщина также поделилась, что они оформили компенсацию через Госуслуги в размере 20 тысяч рублей. За потерю имущества им обещают всего 100 тысяч рублей, когда стоимость дома – 6 миллионов без учета техники и мебели.

На вопрос, если оценку дома произведут, возместят ли убытки, женщина лишь смеется:

Вы серьезно? Здесь нас обвинили в случившемся, на всю страну сказали: их предупредили, а они не выехали. Кто нам возместит с таким настроем?

В последние дни писали, что пик затопления придётся на 10 апреля. Женщина машет рукой: «Если бы так оно было на самом деле, наш мэр после последнего скандала перестраховался бы, всех бы эвакуировали насильно. А они не страхуются, значит, не так страшно».

Пока репортер разговаривала с женщиной, к берегу периодически подвозили людей в резиновых лодках.

-4

К берегу приплыл мужчина с котомкой одежды в руках.

— Как там, убывает вода?

— Говорят, уходит, а там хрен его знает, не поймешь.

— Вы сейчас куда?

— Да я и сам не знаю, — растерялся пенсионер.

Его подхватили автоволонтеры: «Давайте в ПВР вас отвезем».

Когда стемнело, к берегу причалил гусеничный плавающий транспортер.

— Еще один рейс сделаем, сменим ребят, завезем воду и на сегодня закругляемся, — скомандовал сотрудник МЧС.

— Меня возьмете? – попросилась журналист МК.

— Ох, замерзнете, — окинул ее взглядом мужчина.

Это только со стороны гусеничный транспортёр смотрится, как крепкая машина, которая плавно движется по воде. На деле – ничего подобного. Ехать на таком транспорте — сомнительное удовольствие. Сидеть негде. Снимать тоже не особо удавалось.

То, что корреспондент увидела, не поддается описанию. Старый город затоплен полностью. Они проплывали надписи «Продукты», «Сбербанк», «Кафе», памятник самолета… Целых домов нет:

Доплыли до сухого островка. Спасатели выгрузили воду. В кромешной мгле к нам подошли несколько человек, те самые, которые не эвакуировались.

– Нам тут нормально, один магазин работает на генераторе, продукты завозят, даже на машине можем передвигаться, — тараторит женщина. – Так что волков бояться, в лес не ходить.

-5

По словам работника МЧС, те люди, у которых дома затоплены под крышу, поселились в местной церкви: «Им тоже отвозим продукты. А мы сейчас стоим на улице, она первая приняла удар волны. Помимо у нас в городе работают спасатели, которые разбирали «Крокус» после теракта, были на землетрясении в Турции. В первые два дня людей из Старого города сотнями эвакуировали. Плавающий гусеничный транспортер приезжал из зоны затопления переполненный, по 150 человек на него грузились. Плюс кошки, собаки. Инвалидов было много, младенцев. Тут их скорые встречали. Людей на носилках выносили. Это был ад. Сегодня ведь первый день, когда в Орске не воет сирена».

Навстречу вышли спасатели, которые отработали свою смену. А на обратном пути они заехали в детскую больницу. Оттуда всех пациентов эвакуировали, но поддерживать помещение нужно.

Обратно Орск накрыл плотный туман - картинка, будто самый настоящий апокалипсис. Люди продолжили ждать, когда вода уйдет.