Найти тему
ешь_читай_смотри

70 лет со дня рождения Валерия Гаркалина: актёр о женщинах, выпивке и Джигарханяне

"Мне нравится быть смешным, веселить публику. И я в этом качестве очень востребован, а если ты хочешь найти трагедию — ты ее найдешь"

11 апреля 2024 года замечательному актёру Валерию Гаркалину могло исполниться 70 лет.

Валерий Борисович родился в 1954 году в обычной московской семье. После школы работал слесарем, потом на два года сходил в армию (где чуть не погиб во время пожара в казарме - его спас сослуживец, с которым они потом дружили всю жизнь). Приняв бесповоротное решение стать актёром, пытался поступить в актёрский вуз, но не получалось - внешность Валерия казалась экзаменаторам не подходящей. А вот в музучилище им. Гнесиных на экспериментальный курс его взяли.

-2

Гаркалин начал свою карьеру кукольником — даже играл у Образцова. В 34 года он всё же закончил ГИТИС и начал играть в театре. Тогда же получил первую главную роль в кино – в картине "Катала" (1989).

-3

Одной из своих самых любимых ролей он считал роль биолога Федора Дëжкина в экранизации романа Дудинцева "Белые одежды" (1992).

-4

Но звездой его сделал другой фильм - комедия "Ширли-мырли" (1995), где Гаркалин сыграл сразу трех братьев-близнецов.

-5

В последние годы Гаркалин гастролировал с театром и преподавал в РАТИ (бывший ГИТИС). Любовью всей его жизни была жена Екатерина - они были вместе со студенческой скамьи и до её смерти от рака в 2009 году.

Фото из архива Марии Арбатовой
Фото из архива Марии Арбатовой

Единственная дочь Екатерины и Валерия - Ника Гаркалина, связала свою жизнь с театром, хотя стала не актрисой, а продюсером. Валерий Гаркалин скончался от последствий коронавирусной инфекции в 2021 году. 

Фото из личного архива Марии Арбатовой
Фото из личного архива Марии Арбатовой

Актёрский анекдот от Валерия Гаркалина: "Играют "Моцарт и Сальери" Пушкина. Джигарханян - Сальери, Гаркалин - Моцарт. На первом ряду сидит зритель, который весь спектакль громко поправляет текст Сальери. Мол, у Пушкина не так, а этак! Актеры завершили спектакль и вышли на поклоны. Джигарханян наклонился со сцены к несносному зрителю: «Зачем ты нам мешал, сынок?» Зритель : «Но вы путали текст!!» Джигарханян: «Сынок, просто у нас с тобой разные переводы. Мы играли в переводе Пастернака, а ты знаешь перевод Щепкиной-Куперник». Зритель, довольный, кивнул и ушёл. Армен Борисович обернулся к Гаркалину: «Сыночка, ты видел, какой ишак?!»

-8

Выдержки из интервью Гаркалина разных лет: 

🔹Я никогда не участвовал в плохих спектаклях. Пожалуй, каждый спектакль, который был, есть или будет в моей жизни, это и есть моя визитная карточка. 

🔹Мне бы хотелось развеять ореол вокруг актерской профессии, что артист изучает что-то, ходит куда-то, наблюдает ради какой-то роли… Это все неправда! Актер играет человеческую суть, характер, и идет прежде всего от себя, от своих душевных качеств, использует свой материал. 

🔹Выпивка — это дополнительное искусственное возбуждение, а я могу быть таким и не прибегая к этому. Меня спиртное давно перестало радовать. И когда употребляешь алкоголь, то неизбежно потом и злоупотребляешь… Хотя недавно довелось играть роль спивающегося скрипача. И, представьте себе, тоже не пил — даже ради правдивости образа!

🔹Артистам как никому другому везет больше всего потому, что он может пересекаться с армией женщин. Да никакому любовнику это и не снилось. А вот мое отношение к служебным романам весьма негативное. Я бы никогда не смог, хотя у коллег такое бывало. Я всегда делил это на две разные части, которые никогда нельзя смешивать. С друзьями тоже лучше дружить, а любимых просто любить. И чтобы это не распространялось на тех, кто с тобой рядом в кадре и на сцене. Это всегда чревато.

🔹Есть такой замечательный писатель – Карлос Кастанеда. И его «Учения Дона Хуана» (...) Ну, книжка так себе, но там есть замечательные мысли, многие из которых мне запали в душу. Особенно эта, пусть и не дословно: «Выбирая по какому пути идти, помни, что это всего лишь один путь из тысячи. Но помни также и то, что все пути приводят в тупик. Поэтому выбрать нужно тот путь, у которого есть сердце. Чтобы потом не пожалеть о пройденном…» Надо научиться действительно жить сердцем.

🔹Никогда не страдал манией величия, как и не страдал комплексами актерской неполноценности или недостатком внимания со стороны режиссеров — мне и сейчас поступают предложения. Я — очень серьезно вширь и вглубь реализованный человек.

🔹Понимаете, потому что, в конце концов, все, что ты делаешь, все, что бы ты ни сделал – в масштабах вселенной это не имеет НИКАКОГО значения. Значение имеет только сама жизнь. И как ты ее проживаешь. Все. 

-9