Когда в Ленинграде объявили о том, что Германия напала на Советский Союз, студент, окончивший 3-ий курс Политеха, Александр Леонидович Иофа, вместе со своими сокурсниками пошёл в военкомат.
«Ну повоюем два три месяца и вернёмся обратно к тем делам, которые мы любим, которыми занимались до этого. С таким настроением шли в военкомат» - вспоминает Александр Леонидович.
«У меня всегда очень плохо было с глазами. Но я же не мог не пойти вместе со всеми, поэтому я просто выучил таблицу этих букв от начала до конца, для того чтобы зрения не стало препятствием для моего похода».
Неожиданно для молодых добровольцев их не отправили на фронт, а определили учиться в военную академию связи имени Будённого в Ленинграде. Наступала блокада.
«Ощущение голода было постоянным. Не было разговоров ни о девочках, ни о приключениях, говорили только о еде. Без боли я не могу вспоминать то время. Многие из моей семьи погибли: все бабушки, все их сёстры, из старшего поколения никого не осталось. Погибли все».
В ноябре курсантов предупредили, что их училищу предстоит эвакуация. Из блокадного города их смогли вывезти самолётом. В тылу Александра Леонидовича воспалились лёгкие. Долгое лечение не помогало и его решили отправить в отпуск на юг в Армавир, чтобы восстановиться. В Армавире к тому моменту жила его семья: отец, мать и младшая сестра. Их эвакуировали из Ленинграда, так как отец Александра Леонидовича был сильным управленцем и ему поручили возглавить промышленность города Армавир. Таким образом Александр Иофа воссоединился с семьёй. Но радость оказалось недолгой, вскоре Армавир окружают немцы и берут город под свой контроль.
Когда немцы заняли Армавир, то всех местных мужчин собрали в колонну, от мужских рук были опустошены все заводы и предприятия. В составе этой колонны был и Александр Иофа вместе со своим отцом. Их отвели в лагерь, окружённый колючей проволокой и вышками.
«Нас предупредили, что выход из лагеря и любое неповиновение и нарушение порядка карается немедленным расстрелом» - это было зачитано на русском языке, русскими людьми, которые находились или в плену или в услужении немцев. Двое молодых парней из этой немецкой обслуги, без какой-либо причины избили молодого Сашу Иофе, когда он с котелком пошёл набрать воды в лагере.
«Находиться в лагере было рискованно и непонятно было, что делать дальше. После двух дней, проведённых в лагере, объявили, что рабочие такого-то завода могут выйти. Мы обратили внимание, что при этом на выходе не проверяют документы. Поэтому, когда объявили о том, что рабочие следующего завода могут покинуть лагерь, мы с отцом решили примкнуть к этой колонне и вышли вместе с ними».
Тем временем в Армавире всех евреев обязали носить жёлтые звёзды на одежде и зарегистрироваться в созданном еврейском комитете. Говорилось о том, что эта регистрация необходима для учёта и порядка, для создания в перспективе некоего компактного поселения евреев в гетто. Между тем отец Александра Леонидовича был избит на улице. Днём, людям еврейской национальности, на улице появляться стало опасно. Также стало ясно, что регистрация в еврейском комитете не сулит добра. На семейном совете было решено закопать паспорта и попытаться получить новые, в которых национальность матери Александра Леонидовича будет не еврейской, а армянской. По установленным фашистами правилам, на семьи полукровок необходимость постановки на учёт в еврейский комитет не распространялась.
Матери удалось получить паспорт на армянское происхождение. «Когда я передал своё заявление в полицию на получение паспорта, то начальник полиции, сидя в красном казацком мундире, сказал: «Я знаю эту семью – это жиды. Ни о каких паспортах речи быть не может. Если хотят паспорта, пусть идут в Гестапо» - вспоминает Александр Леонидович.
О дальнейшем развитии событий и судьбе героя статьи, вы можете узнать в фильме «Мне в жизни повезло», созданного нашей студией, премьера которого публикуется здесь: