"Что уж мне говорить о Байях и байских купаньях,
Где от горячих ключей серные дышат пары?
Многие, здесь побывав, уносят сердечные раны:
«Нет,- они говорят,- эта вода не целит!»"
Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня я хочу рассказать вам о страстях, кипевших в городе Байя, известном своей роскошью и пороком. Байя был не только курортом и резиденцией многих римских небожителей, но и важным военным и административным центром региона.
История города Байя
Город Байя был основан в Римской республике в 100 году до нашей эры. В этот период богатые римляне начали строить здесь свои виллы, так как считали Байю лучшим курортом.
Во времена Римской империи значительная часть города перешла в собственность императоров.
В 170 году н. э. император Тит Флавий Веспасиан построил здесь дворец, который стал одним из самых роскошных в Римской империи. Дворец включал в себя театр, библиотеку, гимнастический зал и термы.
В 79 году н. э. произошло извержение вулкана Везувий, которое привело к гибели городов Помпеи, Геркуланум и Стабии. Извержение также затронуло и Байю, хотя и в меньшей степени.
В 100 году н. э. император Траян построил здесь ещё один дворец, который был меньше по размеру, но не менее роскошный. Дворец включал в себя бани, библиотеку и театр.
В 240 году н. э. император Филипп Араб восстановил и расширил дворцы Тита Флавия Веспасиана и Траяна.
В 476 году н. э. Западная Римская империя пала, и Байя стала частью Византийской империи.
В 535 году н. э. город был завоёван готами, а затем перешёл под контроль Восточной Римской империи.
В 6 веке н. э. Байя пережила несколько землетрясений, которые привели к разрушению многих зданий.
Город Байя в период расцвета
Порт Поццуоли Байя на рисунках XVII века Bellori показывает нам красоту этого места после извержения вулкана. В результате этой катастрофы весь порт погрузился под воду.
Изначально город был портовым, но со временем его местоположение стало привлекательным для отдыха и развлечений. Байи славился своими целебными горячими источниками и минеральными водами. Некоторые из самых известных древних правителей и государственных деятелей, такие как Цицерон, Помпей Великий, Нерон, Калигула, Септимий Север, Марк Антоний и Юлий Цезарь, строили здесь свои виллы.
Однако в результате варварских нашествий VIII века процветание города подошло к концу. Город был разрушен и постепенно опустел. Вулканическая активность также сыграла свою роль: подземное движение магмы привело к опусканию почвы под поселением, и большая часть города оказалась затоплена.
Искусственный термальный остров
Естественная история Плиния Старшего упоминает тёплые воды в спа Марка Лициния, которые поступали прямо со дна в плавучие термы на искусственный постройки платформы прямо по среди моря .
Город Байя наши дни
Храм Дианы
Это древнеримское культовое сооружение, построенное, согласно легенде, царём Сервием Туллием в VI веке до н. э. Храм был украшен мраморными фризами с изображениями сцен охоты. Александр Север возвёл храм в честь своей матери Юлии Мамеи.
Храм Меркурия
Это древний римский храм, построенный в I веке до н. э. во времена поздней Римской республики. В храме находится большой купол диаметром 21,5 метра, который считается самым большим куполом из бетона до строительства Римского Пантеона в 128 году н. э. В куполе есть центральное отверстие (окулус) и четыре квадратных световых люка. Изначально храм использовался для ограждения фригидария, или холодного бассейна, общественных бань. Согласно описаниям XVIII века, в храме было шесть ниш, четыре из которых были полукруглыми.
Храм Венеры
Куполообразное здание было главным помещением большого банного комплекса, расположенного на окраине города. Оно отличалось богатым убранством и, вероятно, было заказано императором Адрианом. Здание имело уникальный купол в форме зонтика, состоящий из шестнадцати сегментов. Похожие купола можно найти на вилле Адриана в Тиволи.
Купол здания был выполнен из светлого туфа и везувийской пемзы и имел сложную конструкцию из сферических и велоидных сегментов. Барабан, поддерживающий купол, был покрыт лепниной, имитирующей полосы из мраморных блоков ясеня, стыки которых были заполнены синей стеклянной пастой. Это создавало эффект блестящих белых мраморных параллелограммов, разделённых сверкающими синими лентами.
По периметру здания располагалась пристройка с исключительными архитектурными инновациями. Она представляла собой девять равных кругов, расположенных внутри ограниченного квадрата со сторонами 15 метров, и три круглые комнаты. Верхняя часть этой камеры состояла из восьми кругов, расположенных вокруг большого круга, увенчанного элегантным куполом в форме зонтика.
Мозаика на внутренней стороне купола доходила до подоконников, в то время как мрамор покрывал бассейн и нижние поверхности стен.
Вилла Амбулатория
Вилла Амбулатория расположена с видом на море и состоит из шести террас, соединённых лестницами. Последняя лестница ведёт в сектор Меркурия, названный в честь амбулатории — длинного коридора с двумя продольными нефами на второй террасе. Отсюда открывается великолепный вид на залив. На кирпичных колоннах видны следы драгоценной штукатурки.
На верхней террасе располагались жилые помещения, богато украшенные комнатами для отдыха. Третья терраса теперь стала садом, обсаженным деревьями. Четвёртая терраса предназначалась для служебных помещений. На пятой террасе находятся комнаты, вероятно, используемые для проживания и отдыха, с видом на море и нижнюю террасу, которая раньше была занята садом и, возможно, окружена колоннадой.
Сектор Сосандры
Сектор, ограниченный двумя параллельными лестницами, известен как «Храм Сосандры», названный в честь статуи, найденной в 1953 году и хранящейся в Национальном музее Неаполя. Этот сложный комплекс с четырьмя террасами включает спа-центр, виллу и госпиталь, который был построен Нероном для отдыха моряков флота Мизенум.
На самой высокой террасе расположены зоны обслуживания и небольшой бальнеум с богато украшенным лепниной потолком. Далее находится большая терраса, ограниченная с трёх сторон портиком. В саду можно увидеть четыре параллельные стены, которые, возможно, служили ограждением для трёх триклиний на открытом воздухе.
Над перистилем располагаются несколько жилых комнат, некогда богато отделанных оригинальными мозаичными полами с изображением театральных масок в геометрических рамках. Ниже находится полукруглое здание, увенчанное пятью сводчатыми комнатами, скрытыми фасадом с нишами и колоннами, создавая впечатляющую композицию.
Ось комплекса включает помещение, возможно, служившее нимфеем, откуда вытекала вода, питающая внешний круглый резервуар. В перистиле нижней террасы представлены картины двух периодов: египетские картины середины I века нашей эры, частично покрытые картинами II века с изображением мужских и женских фигур в архитектурных рамках.
Арагонский замок
В римские времена холм был занят жилым комплексом, возможно, «виллой Цезаря» ( Тацит утверждает, что вилла Цезаря располагалась на холме с видом на залив Байя ), остатки которого были разрушены и иногда включены в состав действующая крепость. Уцелевшие постройки виллы видны вокруг нее вдоль побережья и на земле возле спортивной площадки, а другие были недавно идентифицированы и обнаружены во время реставрационных работ в самых высоких частях замка (Torre Cavaliere) и далее вниз по его откосы в море после их прополки. Строительство замка было начато арагонцами – наряду с многочисленными другими укреплениями Неаполитанского королевства – в 1495 году, незадолго до вторжения французов королем Карлом VIII . Для проектирования оборонительной системы и отдельных крепостей король Альфонсо II Арагонский воспользовался советом Франческо ди Джорджио Мартини , сиенского архитектора, известного своими новыми методами и решениями, которые он применил для военной обороны. Сегодня от первоначальной архитектуры замка не осталось и следа. После извержения Монте-Нуово , в общей программе защиты побережья от сарацинских и турецких вторжений, испанский вице-король Педро Альварес де Толедо начал коренную перестройку и расширение замка ( 1538-1550 ) , после чего он принял свой нынешний вид. внешний вид, звездообразный.
Экспозиция в Арагонском замке.
Аква Аугуста
Байя снабжался водой из ответвления акведука Аква Августа. Поперечное сечение акведука можно увидеть поблизости.
Аква Августа, или акведук Серино, был одной из крупнейших и сложных систем акведуков в римском мире. Он снабжал водой восемь древних городов, включая Помпеи и Геркуланум. Этот акведук отличался от других тем, что был региональной сетью, а не сосредоточен в одном городском центре.
Остальные сохранившиеся строения Римской эпохе в городе Байя
Подводный археологический парк Байя
В полностью затопленном водой заливе находятся остатки торговых портов Байя (Lacus Baianus) и Порт Юлий. Ещё дальше на запад располагался порт на мысе Мизенум, служивший базой для римского императорского флота. На глубине около 5 метров хорошо сохранились мозаики, фрагменты фресок, скульптуры, дорожные указатели и колонны. В 2002 году эти охраняемые территории стали примером уникальной подводной археологической и природной защиты в Средиземноморье.
Триклиний-нимфей Клавдия
В 1969 году на морском дне недалеко от Пунта-Эпитаффио была обнаружена мраморная скульптурная группа высокого качества. Позже были проведены систематические раскопки, в результате которых было найдено большое прямоугольное помещение с апсидой, облицованное мрамором и с большим бассейном. Это помещение было идентифицировано как триклиний-нимфей на вилле Клавдия, похожей на триклиний-нимфей на вилле Тиберия в Сперлонге.
В помещении были установлены статуи, а по периметру комнаты проходил водный канал. Цель украшения заключалась в воссоздании атмосферы морской пещеры. В триклинии был воспроизведён эпизод из «Одиссеи», где Улисс пытается напоить Циклопа и затем ослепляет его. Основная скульптурная группа располагалась в апсиде, где сохранилась фигура Улисса и его спутника, несущего шкуру.
В начале IV века дворец начал затопляться морем, и большинство настенных украшений и свинцовых труб были удалены. Скульптуры были переданы в Археологический музей Кампи Флегрей в замке Байя, а копии размещены на затопленном участке. В музее представлена реалистичная реконструкция нимфея.
Вилла Пизони
К юго-востоку от Пунта-Эпитаффио находятся остатки виллы Пизони конца I века до н. э., принадлежавшей могущественной семье Кальпурниев. Вилла была первоначально собственностью Луция Кальпурния Пизона, а затем его внука Гая Пизона, лидера антинероновского заговора 65 года н. э. Согласно Тациту, заговор предусматривал устранение императора на этой вилле, которую часто посещал Нерон. Однако заговор был раскрыт, Гай покончил с собой, а вилла стала собственностью империи.
Вилла была реконструирована Адрианом в ещё более грандиозном стиле, с двумя апсидальными коридорами и фасадом, напоминающим богатые фасады современных театральных зданий. Вилла занимает площадь 120×160 м и окружена большим перистилем с садом во внутреннем дворе размером 95×65 м. Северный фасад выходит в парк, а западный бассейн служит пристанью для больших лодок.
Вилла в Протиро
Вилла расположена рядом с каналом, ведущим к озеру Байанус, и тянется на 120 метров вдоль улицы с магазинами. Она состоит из двух частей: термальных ванн и жилого дома с садом, разделённых прямоугольным бассейном, украшенным статуями, включая Афродиту Садов.
Название виллы происходит от прохода между внутренними кранами, ведущими в атриум, и улицей. Атриум имеет мраморные стены, а к югу от него находится обширный апсидальный зал шириной 10,4 метра, вероятно, являющийся пристройкой к первому зданию. Стены соседних комнат отделаны мрамором, а полы многих из них вымощены мозаикой.
Байя и военная инфраструктура
Порт Юлий, также называемый Портус Юлий, был первой гаванью, построенной специально для базы римского западного военно-морского флота classis Misenensis. Он располагался недалеко от Байи и был защищён полуостровом Мизенум на северо-западе Неаполитанского залива. Портус Юлий получил своё название в честь двоюродного деда и приёмного отца Октавиана, Юлия Цезаря, и клана Юлиев.
Во время гражданской войны Октавиан нуждался в надёжной морской базе для подготовки флота к противостоянию с Секстом Помпеем, младшим сыном Помпея Великого. Помпей совершал набеги на Италию и мешал поставкам зерна в Рим. Октавиан обратился за помощью к своему соратнику Марку Агриппе и архитектору Кокцею.
Агриппа решил использовать озеро Аверн, которое было скрыто от глаз противника. Он разработал план строительства канала, соединяющего озеро Аверн с озером Лукрино, и второго канала со скрытым входом между озером Лукрино и морем. Также был прорыт длинный подъездной туннель, Гротта ди Кокчео, от озера Авернус на север до города Кумы.
Порт был защищён длинной морской стеной от Пунта-дель-Эпитаффио до Пунта-Карузо на берегу озера Лукрин. В стене был канал для судов, а дорожное движение пересекало деревянный мост. Внешняя гавань за мысом Мизенум, вероятно, обслуживала действующий флот и предоставляла помещения для тренировок, а внутренняя гавань, вероятно, предназначалась для резервного флота, ремонта и укрытия от штормов.
Благодаря инновационной стратегии Агриппы, строительство нового флота осталось незамеченным для флота Секста. Когда флот Агриппы был завершён, оснащён и обучен, он покинул секретную базу и разгромил Секста в решающем морском сражении кампании — битве при Наулохе у северного побережья Сицилии.
Вскоре после успешного завершения войны с Секстом первый порт был заброшен из-за скопления ила, которое поставило под угрозу его судоходство. Поскольку секретность больше не требовалась, близлежащий Мизенум стал домом для второй и увеличенной версии военно-морской базы в 12 году до н. э.
Район порта вернулся к тому, чтобы быть священным местом адских божеств и термальных процедур, а также местом роскошных резиденций. В конце пятого века волнорез Порт Юлий оказался затопленным из-за брадисейзма.
Римляне построили новые волнорезы возле Мизена, а база питалась от акведука Aqua Augusta, который также снабжал Кумы, Неаполис, Помпеи и другие города вокруг залива.
Из-за своего расположения этот район контролировал всё западное побережье Италии, острова и Мессинский пролив.
Под естественным укрытием вулканического кратера порт на мысе Месена стал базой римского императорского флота. Он вмещал 250 военных судов и 1000 членов экипажа. Из-за огромного потребления воды римляне были вынуждены построить систему водоснабжения.
Бассейн Мирабилис
Цистерна Piscina Mirabilis была построена во второй половине I в. до н. э. и служила терминальным водосборником акведука Серино (Аква Августа). Этот акведук снабжал регион Неаполя и Флегрейских полей водой из предгорий Апеннин. Считается, что цистерна обеспечивала водой Мизенский флот, база которого располагалась поблизости.
Зернохранилище в Помпеях
Зернохранилище в Помпеях располагалось на северо-западе города. Здесь древние римляне хранили зерно и другие важные продукты питания. В случае неурожая или стихийных бедствий зернохранилище открывалось, и еда распределялась между богатыми и бедными гражданами. Если бы Помпеи не были уничтожены извержением вулкана, зернохранилище открыли бы сразу после окончания катастрофы, чтобы помочь жителям справиться с последствиями бедствия.
Подземные туннели Байи: загадки истории
В XIX веке город был случайно обнаружен, и тогда начались исследования его подземных туннелей.
Учёные предполагают, что туннели использовались римлянами для транспортировки воды, материалов и обеспечения вентиляции вилл. Однако существуют версии о мистическом назначении туннелей, например, для проведения религиозных обрядов или скрытного передвижения высокопоставленных лиц.
Современные исследования позволили узнать больше о структуре и использовании туннелей. Однако многие вопросы остаются без ответа, и тайна подземных туннелей Байи продолжает привлекать внимание учёных и туристов.
Реставрация не знающая конца
Реставрация города Байя далека от завершения, но итальянские археологи заслуживают уважения за сохранение этого сложного подводного объекта. Из-за постоянного волнения в море нижняя часть основания зданий осыпается, поэтому археологам приходится укреплять подводную часть Байи, чтобы море не уничтожило этот прекрасный шедевр Римской империи.
Воспоминания о курорте Байя римскими современниками
Публий Овидий Назон (I в. до н.э. – I в. н.э.), "Наука любви" (I, 255):
"Что уж мне говорить о Байях и байских купаньях,
Где от горячих ключей серные дышат пары?
Многие, здесь побывав, уносят сердечные раны:
«Нет,- они говорят,- эта вода не целит!»"
Иосиф Флавий (I в. н.э.), "Иудейские древности" (XVIII, 7, 2): "Тут в Байях находится целый ряд сооруженных с большими издержками императорских вилл, причем каждый государь старался при постройке этих дворцов перещеголять своего предшественника. В этой местности имеются бьющие из земли горячие ключи, которые отличаются целебными свойствами. Вообще, жизнь тут представляет много приятного".
Луций Анней Сенека (I в. н.э.) ("Нравственные письма Луцилию", LI):"Мечтающий об уединении не выберет Канопа, хотя и Каноп никому не возбраняет быть воздержным; и то же самое Байи. Они сделались притоном всех пороков: там страсть к наслаждениям позволяет себе больше, чем всюду, там она не знает удержу, будто само место дает ей волю.
Мы должны выбирать места, здоровые не только для тела, но и для нравов. Я не хотел бы жить среди палачей, и точно так же не хочу жить среди кабаков. Какая мне нужда глядеть на пьяных, шатающихся вдоль берега, на пирушки в лодках, на озеро, оглашаемое музыкой и пением, и на все прочее, чем жажда удовольствий, словно освободившись от законов, не только грешит, но и похваляется?
Мы должны бежать подальше от всего, чем возбуждаются пороки. Душу нужно закалять, уводя ее прочь от соблазна наслаждений. Одна зимовка развратила Ганнибала, кампанский уют изнежил человека, не сломленного альпийскими снегами. Победивший мечом был побежден пороками.
Мы тоже должны быть солдатами, и та служба, что мы несем, не дает покоя, не позволяет передохнуть. В первой же битве нужно победить наслаждение, которое, как ты видишь, брало в плен и свирепых по природе. Если кто себе представит, за какое большое дело берется, тот узнает, что избалованностью да изнеженностью ничего не добьешься. Что мне эти горячие озера? Что мне потельни, где тело охватывает сухой пар, выгоняющий прочь влагу? Пусть выжмет из меня пот работа!
Привычка к суровой местности укрепляет наши природные задатки, благодаря ей мы лучше годимся для больших дел. Честнее для изгнанника Сципиона было жить в Литерне, а не в Байях: ему нельзя было упасть так мягко. Даже те, в чьи руки фортуна римского народа впервые отдала могущество, прежде принадлежавшее всем гражданам, – Гай Марий, и Гней Помпей, и Цезарь, – хоть и построили усадьбы в окрестностях Бай, но поместили их на вершинах самых высоких гор. Казалось, что это больше подобает людям военным: с высоты озирать вширь и вдаль все лежащее внизу. Взгляни, какие места они выбрали для возведения построек и каковы эти постройки, – и ты поймешь, что здесь не усадьба, а лагерь.
Впрочем, довольно мне воевать с Байями – с Байями, но не с пороками!"
Байае уже в республиканскую эпоху был печально известен гедонистическим образом жизни своих жителей и гостей. В 56 году до н.э. известная светская львица Клодия была осуждена защитой на суде над Марком Целием Руфом за то, что жила как блудница в Риме и на "многолюдном курорте Байи", предаваясь пляжным вечеринкам и долгим попойкам. Элегия Секста Проперция, написанная в эпоху Августа, описывает его как "логово распущенности и порока". В 1 веке "Байи и порок" составили одно из нравственных посланий, написанных Сенекой Младшим; он описал это как "водоворот роскоши" и "гавань порока", куда девочки ходили играть в девочек, старые женщины - в девочек, а некоторые мужчины - в девочек, согласно остроумию первого века до нашей эры.
У Нерона была примечательная вилла, построенная в середине 1 века, а Адриан умер на своей вилле в 138 году нашей эры. Это также было любимое место императора Септимия Севера. курортах иногда использовали их императорских организаций: Светоний упоминает в своей истории , что плащ, брошь и золотые Буллы давали молодому Тиберию на Помпея,дочери Помпея Магна , были еще на выставке во АД 120.
Согласно Светонию, в 39 году нашей эры Байи были местом трюка эксцентричного императора Калигулы, чтобы ответить на предсказание астролога Тразилла о том, что у него "не больше шансов стать императором, чем переправиться на лошади через Байский залив". Калигула приказал построить понтонный мост длиной в милю из конфискованных судов в этом районе, скрепленных вместе и утяжеленных песком, протянувшийся от Байи до соседнего порта Путеолы. Одетый в золотой плащ, он затем пересек его верхом на лошади. История Рима Кассия Диона также включает это событие, с подробностями о том, что император приказал установить места отдыха и жилые комнаты с питьевой водой через определенные промежутки времени вдоль моста. Еще в 18 веке разрозненные фрагменты все еще показывали туристам как "Мост Калигулы". Мэллок утверждал, что рассказ Светония, вероятно, был окрашен его предвзятостью к Калигуле; вместо этого он утверждает, что "акт наведения моста через Неаполитанский залив был отличным и безопасным средством, с помощью которого можно было заложить фундамент для военной славы [Калигулы]".
Он так и не получил муниципального статуса, находясь в ведении близлежащих Кумов.
В конце IV века сказочно богатый консул Симмах, владевший несколькими виллами в Неаполитанском заливе, в том числе одной под названием преториум в Байи, писал о спокойствии, которое предлагает его вилла в Баули (вероятно, Баколи).
В начале VI века король остраготов Аталарих восхищался красотой этого района из-за его залива, качества устриц и ванн из природных вод, восстанавливающих здоровье.
А еще Байи – место совершения преступления, матереубийства, если быть точным. Публий Корнелий Тацит (I – II вв. н.э.), "Анналы" (XIV, 3-10):
"… праздник Квинкватров Нерон проводил в Байях. Сюда он и заманивает мать, повторяя, что следует терпеливо сносить гнев родителей и подавлять в себе раздражение, и рассчитывая, что слух о его готовности к примирению дойдет до Агриппины, которая поверит ему с легкостью, свойственной женщинам, когда дело идет о желанном для них. Итак, встретив ее на берегу (ибо она прибывала из Анция), он взял ее за руку, обнял и повел в Бавлы. Так называется вилла у самого моря в том месте, где оно образует изгиб между Мизенским мысом и Байским озером. Здесь вместе с другими стоял отличавшийся нарядным убранством корабль, чем принцепс также как бы воздавал почести матери; надо сказать, что ранее она постоянно пользовалась триремою с гребцами военного флота. Затем Нерон пригласил ее к ужину, надеясь, что ночь поможет ему приписать ее гибель случайности. Хорошо известно, что кто-то выдал его и предупредил Агриппину о подстроенной ей западне, и она, не зная, верить ли этому, отправилась в Байи на конных носилках. Там, однако, ласковость сына рассеяла ее страхи; он принял ее с особой предупредительностью и поместил за столом выше себя. Непрерывно поддерживая беседу то с юношеской непринужденностью и живостью, то с сосредоточенным видом, как если бы сообщал ей нечто исключительно важное, он затянул пиршество; провожая ее, отбывающую к себе, он долго, не отрываясь, смотрит ей в глаза и горячо прижимает ее к груди, то ли, чтобы сохранить до конца притворство или, быть может, потому, что прощание с обреченной им на смерть матерью тронуло его душу, сколь бы зверской она ни была.
Но боги, словно для того, чтобы злодеяние стало явным, послали ясную звездную ночь с безмятежно спокойным морем. Корабль не успел далеко отойти; вместе с Агриппиною на нем находились только двое из ее приближенных — Креперей Галл, стоявший невдалеке от кормила, и Ацеррония, присевшая в ногах у нее на ложе и с радостным возбуждением говорившая о раскаянии ее сына и о том, что она вновь обрела былое влияние, как вдруг по данному знаку обрушивается отягченная свинцом кровля каюты, которую они занимали; Креперей был ею задавлен и тут же испустил дух, а Агриппину с Ацерронией защитили высокие стенки ложа, случайно оказавшиеся достаточно прочными, чтобы выдержать тяжесть рухнувшей кровли. Не последовало и распадения корабля, так как при возникшем на нем всеобщем смятении очень многие непосвященные в тайный замысел помешали тем, кому было поручено привести его в исполнение. Тогда гребцам отдается приказ накренить корабль на один бок и таким образом его затопить; но и на этот раз между ними не было необходимого для совместных действий единодушия, и некоторые старались наклонить его в противоположную сторону, так что обе женщины не были сброшены в море внезапным толчком, а соскользнули в него. Но Ацерронию, по неразумию кричавшую, что она Агриппина и призывавшую помочь матери принцепса, забивают насмерть баграми, веслами и другими попавшими под руку корабельными принадлежностями, тогда как Агриппина, сохранявшая молчание и по этой причине неузнанная (впрочем, и она получила рану в плечо), сначала вплавь, потом на одной из встречных рыбачьих лодок добралась до Лукринского озера и была доставлена на свою виллу". Правда, это счастливое спасение лишь отсрочило смерть Агриппины. "Когда и рабыня направилась к выходу, Агриппина, промолвив: «И ты меня покидаешь», — оглядывается и, увидев Аникета с сопровождавшими его триерархом Геркулеем и флотским центурионом Обаритом, говорит ему, что если он пришел проведать ее, то пусть передаст, что она поправилась; если совершить злодеяние, то она не верит, что такова воля сына: он не отдавал приказа об умерщвлении матери. Убийцы обступают тем временем ее ложе; первым ударил ее палкой по голове триерарх. И когда центурион стал обнажать меч, чтобы ее умертвить, она, подставив ему живот, воскликнула: «Поражай чрево!», — и тот прикончил ее, нанеся ей множество ран".
Далее Тацит замечает, что "в дальнейшем попечением ее [Агриппины] домочадцев ей была сооружена скромная гробница близ Мизенской дороги и виллы диктатора Цезаря, которая возвышается над раскинувшимся внизу изрезанным заливами побережьем", что, несомненно, породило ошибку в определении молвой сохранившихся руин небольшого одеона частной виллы как "Гробницы Агриппины". На самом деле, местом, действительно связанным с Агриппиной, являются т.н. Cento Camerelle – "сто комнатушек/каморок"
Не забудь подписаться на канал https://dzen.ru/id/6616f7948ff890551aa784ed?share_to=link