Когда разных людей из разнородных слоёв общества и всех уровней интеллекта принуждают собираться вместе в контролируемой среде и ограниченном пространстве (тоталитарный институт), неизбежно возникают проблемы и конфликты.
В этой проблеме травли нет ничего нового. В семидесятые или восьмидесятые годы драки на школьном дворе происходили ежедневно. Это никого не волновало — «мальчики есть мальчики», «позвольте детям самим определять иерархию». С тех пор мало что поменялось.
Взрослые здесь бесполезны. Они ничего не могут сделать, чтобы остановить это, а современный интернет лишь открывает новые места и способы дразнить, запугивать и домогаться. Ничего удивительного, когда в какой-то школе вдруг происходит «колумбайн» со стрельбой (словечко «колумбайн» давно стало нарицательным) — какой-то ребёнок сорвался из-за травли и домогательств.
Школьная травля — далеко не шутка. Психические травмы у жертв такой травли такие же, как у выживших в Холокосте, а психический эффект может длиться десятилетиями («колумбайн» иногда устраивают изрядно повзрослевшие выпускники). У некоторых пострадавших развиваются настоящие экстремистские идеологии и ненависть — либо ко всему, что олицетворяют хулиганы-обидчики, либо к тем, кого они считают слабее и неполноценнее себя (часто — одновременно ко всем). Один из побочных результатов — последующие убеждения чайлдфри: «этот мир недостаточно хорош для того, чтобы здесь рождались разумные существа».
Школы подчас похожи на детские тюрьмы. По сути, это такие же тоталитарные учреждения, как армия, психиатрические лечебницы или концентрационные лагеря. Там действуют одни и те же основные правила, и человеческие отношения во всех них одинаковы.
Основная причина — неоднородный «материал», коллектив. Чем разнороднее группа людей, тем больше в ней внутренних конфликтов. Когда объединяется огромное количество детей с совершенно разным IQ, происходящих из разных социальных слоев, с разным отношением к обществу, образованию и так далее, возникают внутренние конфликты, конкуренция доминирования и подчинения. Травля в основном определяет иерархию и то, кто кого избивает. Травля реже встречается в школах, где ученики более однородны по своему IQ, социальному классу или отношению к образованию. Она радикально уменьшается, как только заканчивается обязательное базовое образование.
Низкий IQ и травля идут рука об руку. Пожалуй, лучше всего это иллюстрируется на примере вооруженных сил, где дедовщина является неразрешимой проблемой (как будто кто-то действительно хотел что-то с этим поделать). Если существует воинская повинность, армия всегда непопулярна, и любые мальчики, которые в состоянии, уклоняются от призыва. В результате в армию попадают только самые тупые и наименее способные, и они ничем не лучше орды орков. То же самое относится и к школам. Травля наиболее распространена там, где средний IQ учеников самый низкий. Если туда попадают дети, чей IQ существенно выше (или ниже) среднего показателя по классу, изоляция, остракизм и травля обязательно возникнут.
Обыденны «придурки-спортсмены». Такой хулиган обычно является хоккеистом, футболистом, баскетболистом или подобным спортсменом в командных видах спорта. Причина в том, что глупость концентрируется в команде. Командные виды спорта поощряют трайбализм, антисоциальное поведение по отношению к посторонним, размывание ответственности и моббинг. Интересно, что в традиционных индивидуальных боевых искусствах такое поведение как правило не поощряется.
Текст выше составлен по материалам нескольких публикаций (англ.) Susanna Viljanen (Финляндия), которая представилась как «PhD по психологии» (University of the Witwatersrand, Йоханнесбург, Южная Африка). Таким образом, речь выше вовсе не о «наших» реалиях, как можно было бы подумать, а о реалиях универсальных, не зависящих от среднего благополучия или богатства той или иной страны.