Мнение теоретиков. Толерантность - это терпимость, к иному поведению, обычаям, мировоззрению, религии.
Практика применения. Выбирается группа людей, которая реально или мнимо угнетается, лишается каких-либо прав, преследуется за принадлежность к группе или для людей этой группы требуются дополнительные привилегии, которые отсутствуют и т. п.
В отношении этой группы разрабатываются законы, требования, правила поведения окружающих и правила предоставления прав, которые обязаны соблюдать все остальные группы людей. При этом как бы заглаживая вину за предыдущие притеснения, ранее угнетаемой группе представляются права, которых нет у других групп людей.
Например, в организации на должностях определенного уровня должно работать определенное количество афроамериканцев. При выполнении этого требования на должности назначаются некомпетентные люди, только на основании того, что они афроамериканцы, а компетентные люди подлежат увольнению с регламентированных должностей. Никто другой, кроме афроамериканцев такими привилегиями не обладает.
Любое действие в отношении ранее угнетаемой группы, не нравящееся представителям этой группы наказуемо. Представителям этой группы прощаются практически все нарушения в отношении «бывших угнетателей».
На практике в результате применения принципа толерантности ранее угнетаемая группа становится обладательницей прав без обязанностей и начинает активно притеснять всех, кто не входит в эту группу. Накал противоречий и ненависти после толерантолизации отношений растет с обеих сторон.
Пример приучения к толерантности в школе. Инклюзивное обучение является примером. Дети, страдающие когнитивными расстройствами, нарушениями поведения (чаще всего это результат педагогической запущенности, ЗПР, дети из проблемных семей) теперь должны учиться в обыкновенных классах, так как коррекционные классы и школы расформированы. «Инклюзивные дети» тормозят обучение всего класса, часто они не умеют себя вести и становятся источниками конфликтов, коммуникация между всем классом и ребенком с ОВЗ затруднена. Реальные проблемы возникают у учителей и родителей остальных детей. Но ведется жесткий контроль за соблюдением толерантности в отношении «инклюзивных детей».
На самом деле положение детей с ОВЗ в обычном классе катастрофически сложное. Утверждение об обучении по упрощенным программам является ложью, так как при классно-урочной системе обучения индивидуальный подход к ученикам невозможен. Детям с ОВЗ требуется больше времени для усвоения программ, кроме того, с ними необходимо проводить дополнительные занятия по развитию отдельных навыков. Такие дети отличаются повышенной утомляемостью. Конфликтные отношения в классе усугубляют тяжелое состояние. В результате инклюзивное обучение приводит переутомлению детей на уровне заболевания.
Инклюзивное обучение создает трудности для всех участников учебного процесса: учителей, родителей, учеников. Это обучение могло бы проходить без такого накала ненависти и агрессии, если бы одной группе учеников не присвоили толерантную вседозволенность и безнаказанность, а другую группу не обязали безоговорочно выносить проблемы, создаваемые детьми с ОВЗ, и выполнять все их хотелки. Однако понятия "терпимость" и "равноправие" вкинуты из обихода.
В данном случае толерантное разжигание вражды при инклюзивном обучении служит для отвлечения внимания на внутренние склоки всех участников учебного процесса от деятельности чиновников, создавших филиал ада в школах, для экономии средств на содержание классов и школ коррекции.
Вывод: Практика осуществления толерантности происходит по своим, неписаным законам и не имеет никакого отношения к терпимости и равноправию. Формальное определение этого термина служит для манипуляции сознанием и сокрытия сущности этого явления. Реально толерантностный подход служит для разжигания вражды в интересах создателя этих отношений.