Привет, дорогие!
Открываю цикл полезных статей где Фуф-сенсей, ваша покорная слуга, будет вещать полезное об обучении музыке.
Итак.
Помню разговоры такие. Где-то в подростковом возрасте. Не помню уже автора этой фразы, сказанной мне, но помню саму фразу: "Вот, ты, Дарья Фрейя Фуф, — молодец. На пианино играешь. А вот я в музыке — ни бум-бум, нет способностей потому что".
Тогда я не придала значения, но вот сейчас, когда я многое осмысливаю и как практикующий активно клавишник, и как музрук, и как педагог по музыке, вспомнила именно данный спич как хороший материал для пояснительной статьи.
Дело в том, что про "отсутствие способностей" к музыке я слышу достаточно часто. Лично моя практика, а также практика тех, кто учился со мной вместе в детстве-юности, кто учился уже у меня, показывает: этого "нет способностей" не существует.
"Но советская старая-добрая педагогика же говорит что-то про задатки и способности, списывая на них немалый процент влияния на успехи в обучении?" — спросите вы.
Я не берусь бросаться фактами и, возможно, погуглившие тщательно меня поправят. Да, некий момент индивидуальности присутствует, но он — не факт, что в "планке" обучения. Плюс, помним про такую историю, как нейропластичность, свойство любого мозга.
Кстати, я веду речь о психически здоровых людях, если что.
Мне кажется, советская педагогика тут лукавила (хотелось написать неприличное слово, но я же - эксперт! Нельзя, гыг). Или же просто относила к этим разговорам про "задатки, способности" то, чего не могла объяснить. До смешного: не можешь объяснить? Вали на способности, еще и добавь: "От рождения, передающиеся генетически".
Еще и примерами подкрепив.
Вот, допустим. Есть Вася-троечник. Руки в чернилах, тетрадь на вид – обнять и плакать, домашка делается крайне редко. Мама и папа подвыпить любят. Вася – троечник, даже с тройки на двойку перебивается. Ну нет способностей, еще и родители пьющие, ясное дело, "зеленым" родился. Маша – отличница. Прилежно учится, хорошо учит стихи, всегда контрольные – на пять. Мама Учитель. Папа – инженер. Ну неудивительно! Способности передались! От ученых людей.
Так, видимо, думалось.
Но вот фигушки. Такие примеры иллюстрируют отнюдь не "способности", а условия для обучения. У Васи нет условий, с пьющими-то родителями не особо, мягко говоря, комфортно дома, а часто – нервно для ребенка. Какая уж тут учёба? А у Маши созданы все условия.
Кстати: часто я слышу, что "нет способностей" именно как оправдание, почему человек не делает, не берется, не изучает.
Еще один немаловажный момент для тех, кто все-таки верит в эти "способности" и их "силу влияния": никогда, к сожалению, без той или иной практики не поймешь, к чему у тебя есть способности, а к чему – нет. Хотите понять, действительно есть ли или нет ли способностей к музыке — попробуйте проникнуться, поизучать. Для начала — месяц. Месяц жизни в любом случае не пройдет зря, а вот, возможно, что-то получаться начнет. А потом – еще лучше. А уже через годик вам самим будет смешно вспоминать, как говорили: "Нет способностей".
Если это: "Я в музыке — ни бум-бум, потому что нет способностей" – про вас, то вот, что я рекомендую.
1) Пробуйте рассмотреть такое убеждение с другого конца: а вдруг "нет способностей" именно потому, что "ни бум-бум"? Тогда сначала надо попробовать решить проблему: "ни бум-бум" и попробовать начать разбираться, изучать.
2) Вспомнить примеры из своей жизни, из жизни знакомых и родственников, когда тоже кто-то кому-то говорил, что, якобы, "нет способностей", а у человека получилось (примеры знаменитостей тоже пойдут: сколько раз отказывали Дж. Роулинг в издательстве "Гарри Поттера"?)
3) Ну и, главное, начать что-то делать. Не послушать, посмотреть демонстрацию "мэтра" какого-нибудь, а активно делать.
Касаемо музыки, это — начать заниматься игрой на музыкальном инструменте, обучаться этому.
Дерзайте, все получится. А те, кто считает, что у них "нет способностей" — дык они и не делают просто ничего, вот и все.
Благодарю за поддержку моих статей!
Комментарии открыты, с удовольствием отвечу на ваши вопросы.