Русская ракета "Ангара-А5" впервые вывела на орбиту разгонный блок с полезной нагрузкой с космодрома Восточный.
Ракета тяжёлого класса "Ангара-А5" с третьего раза стартовала с космодрома Восточный и вывела на орбиту разгонный блок "Орион" с испытательной полезной нагрузкой. В чём важность сегодняшнего пуска, Царьграду объяснил ведущий научный сотрудник Института космических исследований (ИКИ) РАН Натан Эйсмонт.
Третья попытка
Изначально старт "Ангары-А5" планировался на 9 апреля, но был отменён за две минуты до пуска - из-за сбоя системы наддува бака окислителя центрального блока. Вторая попытка была назначена на 10 апреля, но старт снова отменили - на этот раз из-за сбоя в системе контроля запуска двигателя.
И вот, наконец, в четверг, 11 апреля, долгожданный запуск ракеты состоялся. Это первый запуск данной модификации тяжёлой ракеты на орбиту с полезной нагрузкой с новейшего космодрома Восточный. Ранее ракета участвовала в тестовых пусках с космодрома Плесецк.
Царьград следил за пуском "Ангары-А5" в прямом эфире. Запись трансляции исторического события можно посмотреть на сайте или в группе в социальной сети "ВКонтакте".
Подарок к празднику
В Кремле порадовались успешному запуску ракеты. Ведущий научный сотрудник ИКИ РАН Натан Эйсмонт присоединился к поздравлениям ракетчиков.
Все коллеги радуются. Конечно, это замечательный успех. Тем более что это к празднику (12 апреля - День космонавтики. - Ред.)!
- отметил он.
Нюанс запуска
Натан Эйсмонт подчеркнул, что успешный пуск "Ангары-А5" свидетельствует об активном применении тяжёлой ракеты нового поколения.
В случае с нынешним запуском есть ряд нюансов - испытания самой ракеты проходили ранее, а вот стартовая площадка, откуда осуществлялся пуск, - новая.
Ранее эта ракета стартовала три раза успешно из Плесецка. Но Плесецк - это площадка, которая не была задумана для использования изначально в гражданских целях тяжёлых носителей. Для этого нужна была другая стартовая площадка. И вот она построена, проверена, всё работает замечательно,
- объяснил эксперт в беседе с Царьградом.
По словам учёного, теперь можно без избыточного риска проводить космическую программу с максимальным использованием полигона Восточный при пусках ракет тяжёлого класса, как "Ангара-А5", и иных модификаций этой ракеты. Сейчас она представляет собой вариант с массой полезной нагрузки на низкой круговой орбите 24 тонны.
Натан Эйсмонт добавил, что впоследствии планируется задействовать модификацию с использованием водородной ступени, что существенно повышает массу до 37 тонн.
Пуск "Ангары-А5" - это решение вопросов на 10 лет вперёд. Для нас это серьёзное достижение и успех,
- резюмировал учёный.
Ракеты и их задачи
Основная задача космической отрасли - создавать нужные для страны космические аппараты, чтобы в нужный момент отправить их на орбиту и дальше поддерживать их бесперебойную работу. От этого зависят связь, спутниковая навигация, дистанционное зондирование Земли, метеорология и другие отрасли, обеспечивающие функционирование современного государства.
Соответственно, для выведения различных космических аппаратов на орбиту существует целый спектр ракет-носителей. Они делятся на лёгкие, средние и тяжёлые. К лёгким относятся русские ракеты-носители "Союз-2.1в" и "Ангара-1.2ПП". К средним - "Союз-2.1а" и "Союз-2.1б". А вот из тяжёлых ракет-носителей у России только "Протон-М".
При этом среди всех трёх классов ракет тяжёлые - самые важные. Они способны на то, что не под силу другим: вывести на орбиту тяжёлые спутники связи, метеоспутники, модули орбитальной станции и т.д. Причём не просто на орбиту, а на геостационарную, необходимую именно для обеспечения космической связи, которая имеет принципиальное значение и для торговли, и для гражданской промышленности, и для обороны, и для бытового комфорта.
Замена "Протона"
Казалось бы, у России уже имеется тяжёлая ракета-носитель - "Протон". Для чего тратить усилия и ресурсы на создание ещё одной такой же ракеты? На это есть две веские причины.
Во-первых, ракета-носитель "Протон" может стартовать только с космодрома Байконур. То есть запуски зависят от отношений и договорённостей с Казахстаном. Во-вторых, у "Протона" имеется проблема с топливом - оно очень токсичное.
"Ангара-А5" призвана решить сразу обе проблемы. Она может стартовать с космодромов на территории России, а в качестве топлива и окислителя используются более экологичные керосин и кислород.
Таким образом, у "Ангары-А5" впереди много самых разных задач. Она будет испытывать перспективный пилотируемый транспортный корабль, выводить на орбиту лунные станции "Луна-26" и "Луна-27", не говоря уже про модули новой российской орбитальной станции.
Кроме того, именно "Ангара-А5" должна выводить спутники проекта "Сфера". Задача этих аппаратов - обеспечить бесперебойную связь и интернет на всей территории России.
________________
Промо:
Создали новый канал в Дзене, где рассказываем правду о мигрантах. Не просто говорим о проблеме, но предлагаем пути её решения.