Найти тему
Учёный кот

"Каждые сто лет" Анны Матвеевой - два полноценных романа в одном.

Всем привет! В рамках марафона "Читаем книги авторов текстов Тотального диктанта" знакомлюсь сам, а также знакомлю вас с творчеством автора Тотального диктанта - 2024, Анны Матвеевой, на примере её книги "Каждые сто лет". Об идее марафона и своих отношениях с Тотальным диктантом распинаться не буду, ибо делал это в отзыве на "Собаки и другие люди" Захара Прилепина. Если интересны условия или хотите присоединиться к марафону, проходите по ссылке ниже - Галина, затеявшая этот замечательный марафон, там всё доходчиво объясняет.

Итак, Анна Матвеева.... Практически моя землячка (родилась и выросла в Екатеринбурге), закончила журфак УРГУ, журналист, писатель, член Союза писателей России, многодетная мать. С середины 90-ых ведёт активную литературную деятельность, являясь ярчайшим представителем "уральского магического реализма", а произведения Анны неоднократно становились лауреатами громких литературных премий (читаемая сегодня книга, например, выбор читателей "Большой книги"- 2022). 8 сентября 2023 года было объявлено, что Анна станет официальным автором Тотального диктанта -2024. Из недавнего телеинтервью с писательницей выяснил, что ей пришлось столкнуться с очередным челленджем акции - помимо трёх самостоятельных текстов диктанта для разных часовых поясов, Анне пришлось написать и четвёртый, специально для детей (это ноу -хау диктанта этого года). Впрочем, довольно лить воду, давайте будем скорее знакомиться с творчеством Анны.

Анна Матвеева - журналист, писатель, автор Тотального диктанта -2024.
Анна Матвеева - журналист, писатель, автор Тотального диктанта -2024.
Сегодня читаемую книгу представляет мирно спящая Джессика.
Сегодня читаемую книгу представляет мирно спящая Джессика.
У меня вот такое издание с хоть и штампованным заводским автографом автора, но всё равно приятно.
У меня вот такое издание с хоть и штампованным заводским автографом автора, но всё равно приятно.

Начало 80-ых годов XX века. Свердловская школьница Ксюша Лесовая обнаруживает на антресолях дневники своей тёзки Ксенички, которые, как она считает, принадлежат её бабушке, умершей в Ленинградскую блокаду. Ксеничка вела дневник с раннего детства, описывая свою родословную, доверяя дневнику самое сокровенное. Однако папа убеждает Ксюшу, что её бабушка никогда в жизни не вела дневников. За чьей же жизнью та следит уже на протяжении нескольких месяцев? Почему папа так злится на неё за то, что она взяла эти записи в руки? И почему судьба упорно ведёт её теми же жизненными путями, что и загадочную хозяйку дневника?

Вообще, помещать в повествование вставки из дневников - приём далеко не новый: его можно встретить у Улицкой, Шишкина, Водолазкина (текст Тотального диктанта от Анны тоже, кстати, был посвящен истории ведения дневников и дневникам известных исторических личностей). Сам Водолазкин отмечает, что "дневник - высшая степень литературной искренности. Напоминает движение по канату: один неверный шаг - и доверие читателя потеряно"(с). Надо признать, что при моей не очень большой любви к эпистолярному роману, у Матвеевой всё сложилось - её дневники так органично вплетены в сюжетную канву, переключения между ними и основным повествованием так логичны и ненавязчивы, что мы получаем как бы два романа в одном - дневниковый и классический, традиционный, взаимодополняющих друг друга. И дневниковая часть оказывается, как ни крути, более увлекательной и по - художественному ценной - ведь она помогает лучше понять характеры и раскрыть внутренние миры главных героинь (по примеру Ксенички, Ксения тоже начинает вести дневник) и обнаружить черты сходства в их судьбах: обе считают себя некрасивыми, обе с детства становятся заложниками сложных родительских взаимоотношений, для обеих дневник становится единственной "жилеткой", в которую можно выплакаться и выговориться, "по буковке вытягивая из себя страх, отчаяние и боль" (с). И отчаяния, и боли у обеих наберётся в жизни с лихвой: безденежье и нищета, потери близких людей, дисгармония в отношениях (Ксенечке Левшиной так и не суждено будет стать законной женой Константина, довольствуясь порицаемым обществом "светским браком", зато она, помимо собственных детей, вынуждена будет воспитывать детей от его первого брака, Ксения Лесовая вообще не выйдет замуж, посвятив жизнь обеспечению болеющего шизофренией племянника Андрюши, которого считает сыном, страдающего то ли в наказание за грехи маньяка - деда, то ли алкоголички - матери), мытарства - первая вслед за мужем, одержимым музеем, являющимся его настоящим любимым ребёнком в отличии от родных детей, или в побеге от его измен, вторая - обременённая Долгом, возникшим по вине Андрюши...

Как видите, история у Матвеевой получилась по - женски (именно по- женски, не по - феминистски) интимной, но я давно перестал делить книги на "мужские" и "женские" - если нравится, читаю. А " Каждые сто лет" есть много чего, отчего они могут понравиться читателю - здесь и прекрасное владение писательницей русским языком, и ретроатмосфера (будь то имперская Россия или 90-е годы XX века), которая обволакивает, завораживает и в которой словно бы растворяешься, и темы, поднятые автором: патриотизм (родные осуждают Ксению за то, что она не закрепилась во Франции, а та объясняет своё решение корнями, "не слишком приживающимися за границей"(с) , ментальные различия между "нами" и "ними" (как коробит Ксению, когда Людо представляет ее всём окружающим "партнером", и раздражавшие раньше мой/ моя здесь и сейчас кажутся такими милыми и тёплыми: на расстоянии всё хорошеет (с), особенно актуальная сегодня тема "поуехавших" наших соотечественников и их взглядов на родину оттуда, тема прощения и раскаяния, предназначения человека на земле, писательского труда... Знакомство с автором можно считать состоявшимся, другие книги Анны планирую прочитать, если попадутся - уже одной этой книгой Матвеева показала, что она виртуозно владеет словом, умеет увлечь читателя скучной лишь на первый взгляд формой повествования и выжать из неё ту самую, "большую", литературу.

На этом прощаюсь с вами, дорогие друзья! если статья была интересной, не пожалейте 👍для автора. А вы знакомы с творчеством Анны Матвеевой? Что о нём думаете? Какую из её книг можете порекомендовать к прочтению? А может быть, и "Каждые сто лет" читали? Делитесь мнением о книге в комментариях к этой статье, обсудим, подискутируем! А если есть желание присоединиться к участию в марафоне, который продлится ещё неделю, проходите по ссылке выше и делитесь мнением о книгах авторов Тотального диктанта. Ну, а пока - пока! Всем только позитивных эмоций от книг! И до новых книжных встреч на моём канале!