“Йеллоуфейс” – сатирический триллер Ребекки Куанг об издательской индустрии, а если конкретнее – о расизме в книгоиздании, или, если говорить более мягко, о предубеждениях. Канва истории довольно абсурдна: две писательницы, не друзья, но и не враги, собираются вместе и устраивают состязание по скоростному поеданию блинчиков. Самая успешная из них – Афина Лю – давится блинчиком, начинает задыхаться и погибает, оставив менее успешную коллегу не только с тёплым телом, но и со своей неопубликованной рукописью…
Конечно, причиной их встречи не были блинчики, они собрались вместе, чтобы отметить подписание Афиной контракта с Netflix. Хотя... в данной ситуации радовалась только Афина, Джуди же занимали совсем другие мысли.
Джуди Хэйворд – обычная американская девушка, всегда мечтавшая стать писательницей. Но после провала своего дебютного романа, она теряет уверенность в себе и наполняется ревностью к более успешной Афине.
Афина Лю – американка китайского происхождения, успешная писательница, которая кажется идеальной, но только на первый взгляд. Ведь и у неё есть скелеты в шкафу…
Джуди крадёт работу Афины и публикует её под своим именем/псевдонимом – Джунипер Сонг, тем самым создавая расовую неопределённость. Казалось бы, очевидный плагиат, но Джуди – через которую и рассказывается история в форме монолога – в течение всей книги будет убеждать нас и саму себя, что это именно её magnum opus: история про китайских рабочих на фронте во время Первой мировой войны.
Но от преступления до наказания – один твит. И Джуди предстоит стать новым интернет-злодеем за свой поступок, ведь правду нельзя скрывать вечно.
В своей книге Ребекка Куанг поднимает щепетильные вопросы для современного американского общества: кто имеет права рассказывать определённые истории? Как они рассказываются и почему? Здесь Куанг “проливает чай” (читай spilling the tea – раскрывает инсайдерские подробности) на издательскую индустрию, а именно: как возвышают одних и утаптывают в грязь других, как маркетинг ставится выше самого творчества, как писателей загоняют в "пузырь", с определёнными ожиданиями и требованиями.
Похожая тема, давление на писателей со стороны издательства – о том, какими должны быть их книги, поднимается в фильме “Американское чтиво” 2023-го года (адаптация романа “Стирание” Персиваля Эверетта).
Однако ключевая тема произведения – это одиночество. Не только самой Джуди, но и Афины. Их отдалённость от других людей и зацикленность на социальных сетях приводят не только к потере связи с внешним миром, но и со своим собственным “я”.
Хотя Джуди находит этот внутренний голос.
Извращённый и противоположный тому, какой у неё был в детстве.
Ведь и она продукт этой индустрии – Франкенштейн.