«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её, как может».
— Жан-Поль Сартр
Но идет ли здесь речь про Бога, о котором мы привыкли думать? Нет. Божественность называют еще философией культуры или духовностью.
Человеческая природа постоянно нуждается в духовности. Но не той, что в церкви, а той, которой пропитана вся культура — живопись, танец, творчество, опара, литература, театр, кино.
Это некая идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами. Это совокупность ценностей и творчества.
Зачем нам духовность как таковая?
Духовность, как высшая подструктура человека, формирует психическую целостность, к которой, кстати, все стремятся, чтобы чувствовать себя гуд. Ну, и духовность настраивает нас на верное взаимоотношение с собой другими.
Духовность окружает человека повсюду, хочет он того или нет. Но выбирать замечать и постигать ее — другой вопрос. Пытаться понять смысл «Квадрата» Малевича, услышать Второй концерт Рахманинова, узнать о мастодонтах литературы серебряного века и так далее.
Возвращаясь к цитате, с которой Doctrina начала этот пост, можно понять, что только культура, просвященность и созидание способно наполнить личность человека так, как не способно никакое материальное.