Современный афонский монах, выходец из России, увидел болезнь русской церкви сегодня и болезненные процессы происходящие в российском обществе. Сказал об этом открыто. Не для того, чтобы осудить, но пытаясь вразумить, помочь.
Ему ответили из России.
Что была за ситуация? Каков был ответ?
Немного о самом этом удивительном монахе.
Афонский монах Андроник
Неизвестно ни его настоящее имя, ни его родословная.
Известно лишь, что он родом из Санкт – Петербурга, знаком со многими питерскими музыкальными группами (может быть был музыкантом или интересовался музыкой?).
В 1999 году будущий монах Андроник ушел из мира и подался на Валаам, приняв там монашество. Там он провел много лет в уединении от мира и послушании.
Валаам следовал традиции святого Афона, святого старца Иосифа Исихаста, возродившего монашескую жизнь там в с начала 20 века. Старца Иосифа очень уважали на Валааме и внимали его советам в монашеском бытии и умном делании.
Монах Андроник (он именно монах, не священник), подвизавшийся на Валааме, очень захотел съездить на Афон. Его мечта сбылась в 2011 году. Он попал на Афон, встретился там со старцем Ефремом, который сказал Андронику, что ему следует быть на Афоне монахом.
Андроник посчитал это невозможным. Никто его не отпустит с Валаама на Афон. Но старец Ефрем заметил, что Богу все возможно.
И действительно, через год монаха Андроника отпустили на Афон. С благословением и любовью. Благословение дал Андронику Владыка Панкратий. За этот год монах выучил греческий язык, а его старец наставник молился, чтобы услышать Бога и рассудить, как поступить.
Монах Андроник очень любит святой Афон, описывает его, как рай на земле, удел Пресвятой Богородицы, которую очень любят там. Которая помогает всему Афону.
Монаху Андронику очень повезло. Он стал исполнять на Афоне послушание иконописца, жить в келлии святого Иосифа Исихаста и реставрировать ее. У него появилось много друзей из братии и мудрые старцы наставники. Он обошел пешком весь Афон.
Православный блогер Андроник.
Произошла и другая парадоксальная вещь. Монах Андроник стал блогером. Он завел каналы на Ютубе (сейчас на нем около 145 тыс. подписчиков) , на ТГ (16 тыс подписчиков) и в Инстаграм (не знаю сколько подписчиков).
Монах Андроник стал популярен как православный блогер, вещатель со святого Афона. Он ежедневно выкладывает интересные афонские видео там.
Как получается парадоксально: вроде хотел уйти от мира, а вместо этого стал просвещать мир и делиться с людьми афонской радостью.
Политический блогер Андроник.
Удивительно оказалось и другое. Казалось бы монах должен не лезть в политику и не интересоваться ей. Но монах Андроник не был равнодушным человеком. К нему приезжали люди, рассказывали о жизни, о своем горе. И он стал изучать, что происходит в мире, что духовно волнует людей, каков политический контекст, влияющий на людей.
Монах Андроник ездил в Украину, общался там с людьми. Хотел узнать, правда ли там процветает фашизм, как говорят в России. Но он не увидел там фашистов, а обычных адекватных людей. К нему приезжают много людей из Украины, и России. И из других стран. Это нормальные люди. Но при этом идет война. Дело не Божье.
Творящееся безумие.
Монах описал ее (войну) как творящееся безумие.
О демократии и диктатуре.
Монах Андроник говорит, что демократия является в настоящее время более предпочтительной, нежели диктатура. Что время императоров (особенно, настоящих христиан - императоров, ушло). Что нет уже верующих императоров и этот строй устарел.
Демократия открывает больше перспектив для развития людей и стран, и делает людей добрей. Как много людей в Европе, в Греции, которых видел и знает лично монах Андроник, благословенны. Какие это добрые люди, прекрасные семьянины многодетные.
О болезни русской церкви и российского общества.
Монах Андроник заметил, что русская церковь повела себя ошибочно, увлекшись богатствами мира и дружбой с властью. И то, что церковь не высказала свою отрицательную позицию к происходящей войне – тоже говорит о болезни церкви. И жаль, говорит монах, что многие из российского общества соблазнились и повелись на то, что им внушают. Будто нет в них опоры Божьей и разумения, что добро, а что зло.
Он молится о спасении России и русских.
Разное послушание на Афоне и русских монастырях.
И в этом увидел разницу монах Андроник. Ему было что с чем сравнить.
Если в русских монастырях, о чем замечал еще в 19 веке святитель Игнатий Брянчанинов, дают послушание не по талантам человека, а просто используют монаха на хозяйственных работах, как раба. Это просто рабская эксплуатация монаха, а не стяжание им Бога. То на святом Афоне, монаху дают послушание по его талантам от Бога. Имеешь литературный талант – пиши о Боге и для людей. Имеешь художественный – создавай иконы. Имеешь талант общения – общайся с людьми о Боге.
Именно поэтому, монах Андроник и стал заниматься иконописью, политическим и православным блогерством. Он сделал это не сам, а с благословения старцев своих.
Кроме того, монахи святого Афона никогда не просят милостыню, а подобно святого апостолу Павлу, своим трудом и Богом данными талантами зарабатывают на жизнь. Это приветствуется.
Русский ответ афонскому монаху.
Так как монах Андроник очень популярен и известен в России, и не только в ней, то слова его к россиянам и русской церкви не остались незамеченными и не отвеченными представителями российских СМИ и церкви.
Игумен Савва (Мажуко), посочувствовал монаху Андронику. Мол, попытался тот уйти от суеты на Афон, но не ушел.
«Им манипулируют политики. Его используют. А он как человек верующий доверчиво этому поддается». Так заметил игумен Савва.
В большой прелести этот монах, посчитал игумен. Вместо молитвы, он стал блогером (хотя монах Андроник много молится, на ночных афонских молитвах и молитвы никогда не бросал). И теперь его келлия, заметил игумен, полна суеты мира. Пожелал монаху Андронику выйти из прелести. Нельзя, мол, так православному монаху хвалить Европу и европейские ценности демократии. Да, и вообще лезть в политику.
Игорь Петровский зашел более агрессивно, посчитав монаха Андроника «рупором западной русофобии», обвинил монаха во всех грехах (мол, тот много зарабатывает, у него дорогая машина) и нам он вообще не друг. И с Афона его давно поперли.
Монах Андроник ответил на такие обвинения в своих видео. Он на Афоне, продолжает монашескую жизнь и все свои послушания. А дорогих машин и роскоши у него отродясь не было.
(по материалам порталов "100 биографий" "Монах Андроник Афон" на Ютуб, "О.Андроник" на ТГ, видео: иг.Савва (Мажуко) "О важном. Кто такой монах Андроник с Афона и почему он за Украину?", канал "Спас": Как "Монах Андроник стал рупором русофобии и зачем ему Афон?" )
Заключение.
Чтобы понять, что к чему, я много посмотрел видео с самим монахом Андроником на его канале. Здравый, рассудительный, светлый человек. Живет счастливо и делится счастьем с людьми.
У него очень много видео по православным темам и Афону и совсем немного о политике. Содержание политических его видео идет в русле духовных ценностей, а не самой по себе политике.
Раз он занимается всеми этими делами с благословения своих старцев, то как нам судить, что он делает не то? Может быть, напротив, он прав, а с нами что-то не так?