Журналист рассказывает о поездке в ЛНР с грузом гуманитарной помощи
«Сила войска зависит от его духа», – говорил великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. А дух армии, её стойкость и боеспособность напрямую связаны с поддержкой, исходящей от тыла. Куряне помогают землякам на передовой с первых дней СВО – плетут маскировочные сети, делают окопные свечи, собирают гуманитарную помощь.
В зону спецоперации помощь передаётся с волонтёрскими группами из Курска. В марте в командировку «за ленточку» вместе с волонтёром Максимом Калмыковым отправилась корреспондент поныровской газеты «Знамя победы» Анастасия Демьянова. Для Александра это была 35-я поездка. Для Анастасии – первая. С разрешения редакции мы публикуем её путевые заметки.
Помощь всем миром
В конце февраля Максим Калмыков встретился с главой Поныровского района Владимиром Торубаровым и рассказал о том, что требуется военным, проходящим лечение в одном из луганских госпиталей. Вся гуманитарная помощь была собрана за неделю общими усилиями муниципальных организаций и неравнодушных поныровцев. И вот, сопровождаемая пожеланиями благополучного возвращения, наша команда тронулась в путь.
Выезжали мы из Понырей, но в формировании груза участвовали не только поныровцы. Следующая загрузка проходит в селе Черницыно. Там находится база волонтёрской организации «Чемодан добра – фронту». Основатель организации – помощник начальника УФСИН России по Курской области по организации работы с верующими протоиерей Александр Зинченко.
Сама база – небольшое однокомнатное помещение. На первый взгляд, даже не верится, что здесь ведётся работа таких масштабов с участием 250 волонтёров. Но, пообщавшись с ними, понимаешь: эта комната, доверху наполненная гуманитаркой, – всего лишь верхушка айсберга.
Волонтёры плетут маскировочные сети, делают костюмы для индивидуальной маскировки, собственноручно шьют форму для военных, нательное бельё, дождевики, изготавливают подушки. Умельцы даже сделали специальный станок, который в разы ускоряет процесс плетения сетей. Его предназначение – нарезать на ленты рулоны спанбонда – материала, из которого собственно и изготавливаются сети.
Добровольцы – не только из числа местных. Помогают жители Курска, Щигров, Медвенки, окрестных посёлков и деревень. Они откликаются на любую просьбу военных: пошить одежду, напечь домашних пирожков, подготовить дрова… Кажется, для этих людей нет ничего невозможного. Когда машина загружена, они прощаются с нами и говорят, что готовы помогать фронту столько, сколько ещё потребуется.
Будни тыла
Первые блокпосты на дороге встречают нас в Белгородской области.
– Въезжаем на территорию военных действий, – комментируют мои попутчики.
Но само ощущение близких военных действий приходит не сразу. Вокруг такие же дома, машины, фонари. Устав от дороги, пытаюсь уснуть прямо на сиденье машины и просыпаюсь от звука, как мне показалось, несущейся фуры. Только несётся она почему-то по воздуху. Понимаю, что это была ракета, пролетевшая мимо. Мои попутчики давно привыкли к таким звукам. Мне же пока не удаётся сдержать страх.
К рассвету мы прибываем к границе новых территорий. Названия населённых пунктов, через которые проходит наш маршрут, не всегда можно называть: где-то базируются воинские подразделения, какие-то – находятся слишком близко к линии фронта. При этом луганское приграничье встречает абсолютным спокойствием. Неудивительно – эти места военные действия практически обошли стороной.
Жизнь здесь идёт своим чередом. На придорожных магазинах – вывески на русском языке. Если не знать, где находишься, создаётся впечатление, что путешествуешь по российской глубинке. Разве что людей в военной форме слишком много для мирной жизни. Обстановка начинает меняться через несколько десятков километров. Вот дома с разрушенными крышами, а вот то, что раньше было густым лесом. Сейчас это остовы деревьев, обожжённые пламенем.
Город, в котором находится госпиталь – первая точка нашего маршрута, во время боёв был очень сильно разрушен. ВСУ превратили его буквально в крепость. В качестве щита использовались дворы, дома и мирные люди, жившие в них. Отступая, украинские военные взорвали и уничтожили всю коммунальную инфраструктуру, а развалины густо усеяли минами-ловушками и фугасами. Сейчас город буквально восстаёт из руин. Открываются школы и детские сады, возвращаются домой мирные жители. Налажена работа коммунального хозяйства.
Семейная встреча
Медсестра госпиталя встречает нас с улыбкой, как старых знакомых. Полная машина гуманитарной помощи стала приятной неожиданностью для военных. Двор моментально наполняется людьми. Каждый хочет принять посильное участие в разгрузке и сказать спасибо. В такие моменты, когда своими глазами видишь, как помощь доходит до адресата и какие эмоции вызывает, переполняет гордость за свой родной район, за каждого, кто собирал, сортировал, отвозил, не жалея времени и сил, не требуя за это никакой награды.
Следующие посылки, которые необходимо передать, – адресные. Точки назначения находятся ближе к линии фронта. Населённый пункт, куда направляемся сейчас, весной 2022 года был передним краем украинской обороны, а под огнём оставался с первых недель референдума в 2014 году, когда жители поддержали митинги «Русской весны».
Здесь и сейчас хорошо слышна артиллерийская канонада. Повсюду – блокпосты с военными, которые тщательно проверяют въезжающие машины.
Мобильной связи в городе нет – это опасно, по ней можно навести ракеты. Поэтому мы просто ждём адресата в заранее назначенной точке. Пользуясь свободным временем, выхожу из машины и рассматриваю окрестности. Прямо напротив нас – разрушенное здание. Выгоревшие окна глядят чёрными, обгорелыми глазницами. И как будто наперекор всему – на его стене абсолютно целое изображение детской руки и лучей солнца. Словно бросающее вызов войне.
Следующая посылка предназначена нашему земляку, уроженцу Поныровского района, который был призван в рамках частичной мобилизации и уже почти полтора года служит в войсках противовоздушной обороны. Встреча эта окрашена особыми красками. Наш водитель Юрий – отец солдата.
При встрече нет бурных объятий, нет слёз. Житейские разговоры, шутки, как будто сын и отец встречались буквально вчера. Но ради этой встречи Юрий, не смыкая глаз, провёл двое суток в пути, не выпуская из рук «баранку». Наверное, сложно представить себе более яркое выражение отцовской любви…
И вот сегодняшняя волонтёрская работа окончена. Обратный путь кажется уже не таким долгим. Чтобы скоротать время в дороге, листаю ленту новостей и вижу пост военкора Александра Коца, в котором он упомянул слова бывшего канцлера Германии Отто фон Бисмарка, о том, что русские – это ртуть. И добавил: не пытайтесь рассыпать нас на капли. Мы сольёмся в кулак. И я понимаю – это действительно так. Мы все – части одного организма. По нашим жилам течёт общая кровь. И только вместе мы чего-то стоим. Только вместе.
КСТАТИ
С мая по декабрь 2023 года сотрудники «Почты России» приняли 1678 бесплатных посылок из Курской области для военнослужащих в зону проведения СВО. За первые месяцы этого года жители региона уже отправили их более 400.
Бесплатные посылки «за ленточку» можно оформить только в почтовых отделениях. Передавать отправление оператору нужно в открытом виде. Число посылок, которое может оформить один человек, не ограничено, но вес каждой должен быть меньше 10 кг.
Такие отправления компания обрабатывает в приоритетном порядке и контролирует сроки их прохождения.
При отправке писем и посылок необходимо указать индекс 103400, написать «город Москва-400», фамилию, имя, отчество адресата и номер воинской части – её можно узнать у самих военнослужащих или в военкомате, где их призывали. Посылки со всей страны попадают в логистический центр «Почты России» в Москве. Затем их передают представителям Минобороны, которые самостоятельно доставляют отправления адресатам.
Анастасия ДЕМЬЯНОВА
Фото из архива героев статьи