Найти тему
Книжный ДРАКАРИС

Фильм: Дюна Часть 2 — разбор — игра света и тени, религиозные мотивы и связь с романом

В статье использованы собственные скриншоты

Посмотрел ленту позже остальных, но вот так. Скажу, что экранизация вполне понравилась, а для тех, кто не знаком с романом, стоит ознакомиться (например, с подарочным изданием от АСТ, про которое рассказывал на канале (и продолжу еще) или же с прочими изданиями с другим, классическим и привычным переводом): потому что иначе — многие моменты для вас останутся непонятными, масштаб происходящего и баталии вы, разумеется, оцените, но не более того.

В интерпретации Вильнева не обошлось без сомнительных решений — об этом мы тоже кратко поговорим.

-2

О чем новая часть?
Предварительно стоит пересмотреть 1 часть (или прочитать/перечитать 1-ю книгу (сделал это не так давно) и 2-ю по желанию (уж до или после).

2-я часть экранизации посвящена фрименам — жителям пустыни, их культуре и бытности, становлению Пола и Джессики в чуждой им среде, в окружении как тех, кто им верит, так и тех, кто сомневается в предназначении, религиозным мотивам, откровениям и видениям.

-3

Фримены — сборный народ со всех уголков планеты, у каждой фракции собственные верования, культурные и языковые особенности. Однако Пол вскоре становится своим, объединяет разные племена, а вот Джессика начинает вести хитрую игру ведьмы-гессеритки, выстраивая вокруг сына фанатичный культ (собственно, она испила Воду Жизни, поэтому помимо способностей дочерей Гессера ей открыто — пусть туманное и запутанное, а нам никак не показанное — будущее, которое она стремится воплотить).

-4
-5

Харконнены правят Арракином (градом на севере), Пол и фримены совершают диверсии, уничтожая харвестеры (добытчики специи) и силосы вражеского Дома (это и есть его полевая тренировка для избранного). Барон недоволен старшим племяшкой Раббаном, поэтому решает назначить на роль управленца Дюной — младшенького — безумного и жестокого Фейда-Рауту (актер из Хроник Шаннары (Фанеры, как я ее называю), сыгравший полуэльфа Уилла) — отлично вписался и стал контрой для Пола, но экранного времени для раскрытия ему несколько не хватило.

-6

В конечном итоге Пол обретает могущество и лояльность фрименов и отправляет Императору наглое послание, после чего тот лично прибывает на Арракис.

Финальный замес.

Добро торжествует, зло — наказано. Конец.

-7
-8
-9

Заканчивается лаконично, а мы пока можем забыть про новую киновселенную Дюны, по крайней мере — до выхода 3 фильма.

Собственно, Вильневу заказали 2 части, он их снял — снял так, что на этом можно закончить. Все. Считаю, что это неплохо. Мелкие лорные и сюжетные вопросы, разумеется, остаются, (как и недосказанности, новые выдумки и мелкие несоответствия), но ответы вы найдете в романе (и оцените разницу) — поэтому, если не читали — момент настал.

-10

Как? И немного о различиях в книге и фильме
Визуально 2 часть стала еще более зрелищной: контрасты света и тени, завораживающие сцены, громадные машины, занятные костюмы и всяческий декор. Мне понравилось черное солнце на родной планете Харконненов — Гайеди Прим, и как в его свете окружение превращается в черно-белое.

-11
-12
-13
-14

Хороший каст, не считая Тимоти Шаламе, который хоть и исконно похож на Пола Атрейдиса, но выдает припадочные выражения лица, а конденскостюм висит на нем подобно тряпке на вешалке, еще и тонкие ножки такие тык-пык по песочку — подложили бы ему прокладочек силиконовых туда и сюда. Физические параметры и конституция (субтильность и высокий рост) не позволяют герою совершать то, что он делает — косит бронированных солдат налево и направо, катается на черве. А в то, что его тренировали с детства бою (пусть и с силовыми щитами), — зрителю тоже как-то не очень верится. Мессия необязательно должен самолично обладать мощью богатыря, его задача — наставлять, мотивировать. Голосом, кстати, Пол не пользуется.

-15

Чани уделено достаточно времени, только разница в том, что в романе она дочь планетолога — а этот персонаж из книжного белого блондина-мужчины в фильме вдруг стал черной женщиной и утратил с героиней родство. Почему она не могла бы стать ей матерью — вопрос, но, видимо, чтобы не занимать хронометр. Кстати, планетолог — довольно важная фигура, связной между Императором, назначенным Домом и фрименами, знаток всей экосистемы планеты — более никак не поминается.

Поэтому и Чани у нас эдакая не пришей Шай-Хулуду хвост — сиротка из ниоткуда. Кроме того, она входит в число фидайкинов (в новом переводе в книге — фидайны) — это смертники-фримены, которые сражаются со злом (Харконнены), туда же записывают и Пола.

Особого значения в ленте этому не придается, хотя Чани и заявляет аж пару раз (чтоб лучше дошло) — "Я — федайкин!" Делать из Избранного — смертника — тоже странное решение. Фримены, вы там как, голову не напекло?

Отношения Пола и Чани выглядят мило, не без небольшого конфликта под конец.

-16

Фильм достаточно активный для хронометра в 2 часа и 38 минут (без титров), постоянно что-то происходит, однако без знания романа религиозные игры для вас отойдут на третий план, потому что их перевешивает экшн для любителей кинца от Марвел — катание на червях, битвы с десантом Харконненов, уничтожение вражеской техники.

-17

Каверзы и действия Бинэ Гессерит — тоже останутся непонятными. А появление новых персонажей в кадре — вызовет недоумение — какой смысл актеру светиться в ленте — в прямом смысле — на 5 секунд — это Аня Тейлор Джой (играющая сестру Пола в будущем).

-18

Из новых персонажей тут появились: принцесса Ирулан (дочь Императора) и Леди Марго (молодая гессеритка, как и Джессика и прочие сестры, которая соблазняет Фейд-Рауту). Наличие обеих героинь (если не читать роман) вызывает вопросы, обе появляются на сущие минуты хронометра и выполняют роль массовки.

-19

Принцесса думает, что она делает в Дюне

-20

Ирулан делает записи пр Муад'Диба

В книге же принцесса написала несколько трактатов и составила летопись, эпиграфы из ее сочинений встречаются в каждой главе. Кроме того, она станет женой Пола (а Чани останется наложницей), у Ирулан довольно гаденький характер, но в фильме это никак не показано. Если уж создатели ленты во многом следуют первоисточнику, могли бы показать принцессу в отрыве от основных событий, в которых она не принимает явного участия, а сделать из нее рассказчицу.

-21
-22

5 секунд с Тейлор Джой

Сцена с леди Марго тоже кажется странной, хоть в ней и фигурирует Гом Джабар (отравленная игла) и та самая коробка (в которой — боль), что наводит на мысль, что и Фейд-Рауту гессеритки тестируют на избранность. В конечном итоге все Дома пребывают в родстве разной степени близости (к этому мы вскоре обратимся). А Сестры Гессера — местный орден джедайек — который воспроизводит себе подобных таким образом — его адептки рожают девочек от нужных людей, тем самым сохраняют сестринство, способности и верховодят Далекой-Предалекой Галактикой из полутени.

-23
-24
-25

Марго на Гайеди Прим

Когда Пол выпивает Воду Жизни, ему открывается правда — их прошлого, настоящего и будущего. В конце фильма он узнает, что мать — дочь Барона, соответственно — тот не только убийца герцога Лето, но и его родной дед, а племяши-плохиши — кузены. Особой роли в ленте это не играет, но в книге Пол начинает видеть истину до Воды, в конце первой книги, там раскрытие подобного факта крайне уместно — потому что парень подозревает мать в предательстве герцога и что она может работать на Харконненов, коль их лидер — ей отец, в понимании Пола — семья очень важна. Достаточно острый конфликт — подозревать вырастившего и любящего тебя родного человека в чем-то подобном. И помимо этого — бабка (которая "Что в коробке? Боль") — не просто Преподобная Мать, наставница ясновидиц — она биологическая мать Джессики, родившая ее от Барона Владимира Харконнена, — там у них настоящая космо-мыльнооперная Санта-Барбара. Та же параллель у нас с леди Марго, которая без знания книги остается чем-то ненужным, потому что трата 3-х минут на ее сцену выглядит неоправданной, когда нам не показывают более важные вещи, а отснятые сцены с героями из 1-го фильма, как и новые — попросту вырезают.

-26

Бард Гарни Холлик (наставник Пола, слуга и друг семьи Атрейдисов) — тоже чуть более фигурирует в экранной версии, но его присутствие мало что меняет. В книге же наличие персонажа-менестреля — поклон в сторону средневекового романа про феодалов (пусть в Дюне и космического, но принципы те же), в кино Гарни лишь 3 секунды показывается с грифом музыкального инструмента, тогда как книжный герой исполняет различные сонеты и декламирует стихи, культурная составляющая — важный момент для любого выдуманного мира, но в экранизации она совершенно теряется. Гарни всего лишь выживший знакомый из прошлой жизни, которая, к слову, для избранного (Квизач Хадераха, Квизетц Хадерача, Лисан Аль Гаиба, Муад'Диба, и кого там еще? — особой роли не играет, потому что он — будущее).

Также неведомо, что случилось с родной планетой Атрейдесов — Калладаном. И почему Пол не предъявляет на нее законное право — в любом случае это огромный ресурсный потенциал. Видения пусть и навсегда связывают судьбу избранного с Арракисом, но ведь нам постоянно демонстрируют и практическую сторону (например, использование склада с боеголовками Атрейдисов), а в книге — планетолог туманно указывает на существование различных военных складов прочих Домов и местных фракций, управляющих теми или иными аспектами жизни на планете (в романе их герцог и Пол пытаются отыскать еще до вероломной атаки Харконненов).

-27

Мышь — это и есть Муад'Диб

В фильме показываются не только черви (большие и малые), но и птицы, и грызуны — тушканчик. Флору и фауну люди в мире Дюны привезли с Земли, и многие виды прижились на новых планетах — об этом говорится в книгах, Дюна — весьма экологичный роман, он написан в то время, когда человечество начали заботить такие вопросы.

-28

На сей раз на экране мы видим и воду (не только в озарениях) — на книжном Арракисе на самом деле много естественных источников воды (подземные воды, ледяные шапки на полюсах), но терраформировать планету нельзя, иначе экосистема рухнет, черви погибнут, а их жизнедеятельность и является источником специи. В фильме об этом ни слова, показали лишь, что маленьких червей пугает и убивает вода.

В фильме воду хранят фримены в подземных залах — а берут они ее из усопших, погибших собратьев — огромный резервуар жидкости из человеческих тел (которая, никак не испаряется, конечно же, а пить ее тоже нельзя).

-29

И, опять же, в фильмах совершенно непонятно почему вокруг Арракиса и специи такой ажиотаж. На деле: специя — меняет сознание, открывает в людях дар предвидения, а он просто необходим для космических полетов, когда навигаторы совершают гиперпрыжок (иначе корабль влетит в астероидное кольцо или угодит прямо в звезду). Все космические перевозки зависят от этого, люди просто не смогут летать между системами. Для империи — это крах, она не сможет управлять планетами-провинциями и выкачивать из них прочие ресурсы.

***
Вот такие ключевые различия между книжной историей и экранной.

В дополнение хочу отметить музыку — те же самые мотивы, OST чувствуется однообразным — восточные мотивы, духовые, пафосные оркестровые исполнения и реприза, реприза и еще раз реприза уже знакомых по первому фильму тем. Новых треков всего чуть — тема Императора, Харконненов, они ничем не примечательны (окромя мрачной пафосности) и не запоминаются. А когда Пол смотрит на пески, пару раз играет композиция "Покидая Калладан".

Давайте подводить итоги.

Лентa вышла запоминающейся, но с огрехами, тут, конечно, не идет сражение за десять домов и склад с зерном, на которые претендует галактический флот и разрушитель почти из Звездных Воин — да, да, я про Мятежную Луну, но попытка привлечь массового неискушенного зрителя не идет на пользу вселенной. Однако суммарно, объединив книгу и фильм, — мы получаем вкупе грандиозную, невероятную картину, что дает нам осознание — почему мир Дюны уникален и прекрасен, понятен и притягателен.

Оценки по 10 баллам:
Интерпретация — 6,5
Сюжет — 7,5
Герои — 6
Актеры — 6
Эффекты — 7
Операторская работа — 7,5
Атмосфера и звук — 7

Общая — 7


ТГ-канал Книжный Дракарис

Поддержать 🔥:

Визитка для сбора денег — ЮMoney

yoomoney.ru