Эмаль по гильошированному фону – это ювелирная техника, которая сочетает механическую гравировку и полупрозрачную эмаль для украшения поверхности.
Гильоширование можно выполнить только с помощью специального токарного станка. Первые токарные станки были разработаны в XVI веке для вырезания точных геометрических узоров на таких материалах как слоновая кость или дерево. Токарная обработка стала модным хобби среди европейской элиты. В собрании Эрмитажа хранятся токарные станки из придворной «Токарни» Петра I. Царь собственноручно занимался токарной работой. Паникадило, выточенное Петром I из слоновой кости представлено в эрмитажной Галерее Петра Великого.
Многоярусная люстра-паникадило, изготовленная в «Токарне» при участии Петра I.
В конце 17 века появились специализированные токарные станки, приспособленные для отдельных видов работ. Так была создана машинка для гильоширования для гравировки тонких, линий и точных геометрических форм.
Гильошировальный станок, около 1740 года, Германия, из коллекции Музея науки, Лондон.
Очень скоро ювелиры стали использовать новинку для гравировки поверхностей со сложными узорами: волны, рябь, шахматные линии или солнечные лучи – на одинаковой глубине и с беспрецедентной точностью. Вскоре эти рельефы стали заполнять прозрачными цветными эмалями. И лучшие образца ювелирных изделий в этом стиле были созданы ювелирами Дома Фаберже. Мастера знаменитой фирмы использовали гильоширование для декора практически всех предметов роскоши – от знаменитых императорских яиц до подсвечников, ручек для тростей и портсигаров.
А вот так создается гильошированная эмаль на практике.
Золотой портсигар с рубиновой кнопкой и эмалью по гильошированному фону, длина 8 см, фирма Фаберже, Москва, 1899-1908 гг.
Золотая шкатулка, фирма Фаберже, эмаль по гильошированному фону с имитацией рисунка дендритового агата, Москва, 1899-1908 гг.
Серебряная рамка для фотографий, украшенная синей гильошированной эмалью, диаметр 4,3 см, фирма Фаберже, Москва, около 1895 г.
Таблетница из серебра и золота, украшенная бледно-голубоватой гильошированной эмалью, мастер Хенрик Вигстрём, фирма Фаберже, Москва, Санкт-Петербург, 1903-1904 гг.
Золотой медальон, мастер Август Хольминг, фирма Фаберже, эмаль по гильошированному фону, бриллианты, Санкт-Петербург, 1904-1908 гг.
Пряжка из серебра и золота, мастер Август Хольминг, фирма Фаберже, эмаль по гильошированному фону, жемчуг, бриллианты, Санкт-Петербург, 1899-1908 гг.
Серебряная позолоченная рамка для фотографий, украшенная гильошированной эмалью и драгоценными камнями, мастер Ялмар Армфельдт, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, около 1900 г.
Ручка зонтика из золота и серебра, украшенная гильошированной эмалью, аквамарином и бриллиантом, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1899-1903 гг.
Ручка зонтика из золота и серебра, украшенная клубничной гильошированной эмалью, жемчугом и бриллиантом, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1899-1903 гг.
Ручка зонтика из золота и серебра, украшенная гильошированной эмалью, аметистами и рубином, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, около 1895 г.
Золотой портсигар, украшенный гильошированной эмалью, эмалевыми гирляндами и драгоценными камнями, длина 8,3 см, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1899-1903 гг.
Золотой несессер, украшенный синей гильошированной эмалью и бриллиантами, длина 9 см, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1896-1908 гг.
Записная книжка из золота и серебра со страничками из слоновой кости, украшенная гильошированной эмалью и бриллиантами, фирма Фаберже, Москва, 1899–1908 гг.
Золотой флакон для клея, украшенный гильошированной эмалью, со съемной кисточкой, увенчанной лунным камнем, диаметр 4,5 см, мастер Хенрик Вигстрём, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1896-1908 гг.
Золотая спичечница, украшенная гильошированной эмалью и бриллиантами, диаметр 4,5 см, мастерская Анны Ринге, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1899-1903 гг.
Золотой футляр для карандаша, украшенный гильошированной эмалью, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1898-1908 гг.
Золотой медальон, украшенный гильошированной эмалью и бриллиантами, мастер Август Хольминг, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1908-1917 гг.
Золотая бонбоньерка, украшенная гильошированной эмалью и драгоценными камнями, длина 4,2 см, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1899-1903 гг.
Золотой портсигар, украшенный гильошированной эмалью лавандового цвета, с кнопкой из лунного камня, длина 8,5 см, мастер Андерс Невалайнен, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1899-1908 гг.
Кнопка звонка в виде золотого шара, украшенного гильошированной эмалью, на нефритовой подставке, кнопка из лунного камня, длина 6,6 см, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, около 1900 г.
Золотой кулон, украшенный гильошированной эмалью и бриллиантами, высота 2 см, мастер Август Хольминг, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1899-1903 гг.
Золотые запонки, украшенные гильошированной эмалью и бриллиантами, мастер Август Хольминг, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1899-1908 гг.
Серебряный позолоченный термометр, украшенный гильошированной эмалью, мастер Виктор Аарне, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1899-1908 гг.
Золотая бонбоньерка в форме fauteuil en gondole Французской Империи, украшенная гильошированной эмалью, высота 5,5 см, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1899-1903 гг.
Золотой медальон, украшенный гильошированной эмалью, цитрином и бриллиантами, мастер Август Хольминг, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1899-1903 гг.