Найти тему
Живут же люди!

Забота космического масштаба

Юрий Григорьевич Черноус. Фото: центр сопровождаемого проживания "Гурьевский"
Юрий Григорьевич Черноус. Фото: центр сопровождаемого проживания "Гурьевский"

Песня с малопонятным названием «Мотовоз» — наверное, последнее, что привлечёт внимание современного меломана.

Разговор о своей жизни Юрий Григорьевич Черноус предлагает начать именно с неё – с песни. Точнее, даже с двух, — вторая композиция посвящена казахстанскому городу Ленинск. Без этих бардовских гимнов байконуровцев понять Юрия Григорьевича будет гораздо сложнее.

Майор в отставке Черноус манерой речи разбивает представления о стереотипных военных. Добрые глаза, робкая улыбка, мягкий, вкрадчивый голос, — сейчас о профессиональном пути Юрия Григорьевича незнакомец может догадаться только по выправке, безукоризненной пунктуальности и чёткости формулировок.

«Мотовоз — особое слово для каждого, кто работал на Байконуре. Это такой состав из купейных вагонов, на котором каждое утро мы, — те, кто работал на площадке, — добирались на работу. Жили мы оттуда далеко — кто за 45–50 километров, а кто за 90. Вот так, на поезде, и ехали – с утра туда, вечером обратно», — делится Юрий Григорьевич.

Работа у Юрия Григорьевича была особая. Сорок четыре года назад, в 1980, его направили в казахстанскую степь на освоение легендарной программы «Энергия-Буран». Ещё в 1970-е в СССР началась разработка уникальной многоразовой транспортной космической системы с этим названием. Планировалось, что многоразовый космический корабль «Буран» сможет выводить на орбиту спутники и использоваться в оборонных и гражданских целях. Проект был настолько дерзким, что до сих пор аналогов «Бурану» в мире так и не появилось.

Тогда же, сорок лет назад, программа стала самой важной космической стройкой в истории советской и российской космонавтики. Над грандиозным проектом трудились сотни тысяч человек – одних только предприятий было больше 1200, министерств и ведомств – более сотни! И среди них – молодой офицер Черноус, строивший стартовую площадку для космического корабля.

Цифры в рассказах Юрия Григорьевича поражают даже сильнее ярких историй. Масштаб строительства на «Байконуре» можно оценить только по этим данным: топливный бак для корабля в высоту достигал более 80 метров, при запуске было использовано более 400 новых изобретений мирового значения, а самих макетов «Бурана» было не меньше 11!

«После полёта предполагалось, что шаттл должен в автоматическом режиме, без экипажа, сесть на землю. Специально для этого построили взлётно-посадочную полосу длиной больше 4 километров. Ширина её была 110 метров, толщина бетона местами превышала метр. Любой сверхтяжёлый самолёт могла принимать, а ровная была, как зеркало. На капот «Волги» ставили стакан воды, заполненный до краёв водой, и разгонялись до 60 километров в час – ни капли не пролилось» — рассказывает Юрий Григорьевич.

Майор Черноус во времена работы на Байконуре. Фото из архива Юрия Черноуса.
Майор Черноус во времена работы на Байконуре. Фото из архива Юрия Черноуса.

За большими цифрами и космическими – во всех смыслах – масштабами программы «Энергия-Буран» стояли люди. Сослуживцев Юрий Черноус вспоминает с особым теплом: как вместе жили в степных вагончиках, как спасались ночами от жары в 35 градусов, как устраивали гонки на автомобилях по широкой степи. Как по весне степь становилась сплошным жёлто-красным морем байконурских тюльпанов, а чуть позже офицеры собирали там особые белые степные грибы. Вместе байконуровцы, приехавшие сюда со всего Советского Союза, готовили к запуску многоразовый космический корабль, внося каждый свой вклад.

«15 ноября 1988 года – особый для меня день. В этот год родился мой сын, 15 ноября – день рождения моей дочери. И так совпало, что на пересечении их дат наша «птичка» ушла на орбиту».

«Птичкой» Юрий Григорьевич нежно называет сам «Буран» — машину весом в 105 тонн, длиной почти в 36,5 метров. За один день корабль вышел на орбиту, сделал два витка вокруг планеты и в автоматическом режиме приземлился на космодроме «Юбилейный». Самый грандиозный проект в истории советского космоса завершился триумфом – сверхчеловеческие усилия байконуровцев отправили стотонного птенца в успешный полёт.

Впереди у «Бурана» — около сотни полётов в космос, а у запускавшей его ракеты-носителя «Энергия» — десять. Это по плану космической программы. На самом же деле, старт «птички» был первым и единственным. Программу вскоре свернули, а Юрий Черноус продолжил работу в космической отрасли уже над другими проектами. Но Юрий Григорьевич надеется увидеть новый полёт «птички» — над перезапуском легендарной программы «Роскосмос» работает не первый год.

Стартовая площадка корабля "Буран" с ракетой-носителем "Энергия". Фото из архива Юрия Черноуса
Стартовая площадка корабля "Буран" с ракетой-носителем "Энергия". Фото из архива Юрия Черноуса

Майор в отставке Черноус откидывается в кресле просторной гостиной центра сопровождаемого проживания «Гурьевский» и снова вспоминает Ноев Ковчег – Ленинск, где на работу его доставлял мотовоз. Сейчас на работу Юрий добирается пешком — многие годы в Москве Юрий Черноус жил рядом с интернатом, где несколько лет назад началась реконструкция.

«Я раньше мимо ходил, каждый день видел ребят из интерната. Думал: как бы им помочь, привести в порядок, физической подготовке научить. И в один год вижу: началась реконструкция. Появился на месте интерната красавец – дом сопровождаемого проживания «Гурьевский». Дай, думаю, чем чёрт не шутит, — зайду, спрошу, какая помощь нужна. С личным составом работать я умею, к ребятам любых возрастов подход найду», — рассказывает Юрий Григорьевич.

Так байконуровец нашёл своё новое призвание в социальной сфере. Сейчас Юрий Григорьевич помогает особенным молодым людям в адаптации и подготовке к самостоятельной жизни. К заботе о других майор Черноус подходит с чуткостью и особой любовью — как к стотонной «птичке». И — с космическим масштабом.

«В «Гурьевском» сложность поначалу была одна: я же привык, что в армии слово командира – закон. Делай как я! А здесь, напротив, нужно поощрять начинания ребят, их желания, помогать проявлять самостоятельность. Но я понимаю, насколько это важно, потому смог перестроиться. Я с самого начала представлял себя в роли наставника для ребят, делаю всё, что могу, для нашей общей задачи: социализации ребят с ментальными особенностями и их перехода во взрослую жизнь», — улыбается Юрий Григорьевич.

В центре сопровождаемого проживания «Гурьевский» Юрий Григорьевич работает около полугода, но уже видит плоды своего труда. Его студенты, которые вначале не умели готовить или боялись подойти к плите, сегодня умеют варить три варианта супов и несколько вариантов второго. Ребята стали лучше следить за собой, не боятся трудиться и выполнять домашние обязанности. Помогает Юрий Григорьевич и в спортивной подготовке – занятия по физкультуре и тренировки хоккеистов команды центра по специальному хоккею Pride обязательно присутствуют в его графике. А иногда майор Черноус учит ребят готовить блюда, которые сам ел в жаркой казахстанской степи – там, где по утрам стучали колёса мотовоза.

Больше о жизни особенных молодых людей — в телеграм-канале Центра сопровождаемого проживания "Гурьевский" https://t.me/csp_moscow