Это третья статья посвященная моему опыту создания собственного бизнеса и в ней я попытаюсь поговорить о трансформации компании при ее росте и возникающих в связи с этим сложностях.
Я написал две статьи про начало нашего консалтингового бизнеса и накоплении первичного капиталла. Чтобы не пересказывать все еще раз, всем желающим рекомендую начать с этих статей.
И так, начнем с того, что такое “бизнес” и как понять, что у тебя именно он, а не удаленная работа, фриланс, теневая занятость или что-то подобное?
Сам я задумался об этом и начал что-то понимать,как мне кажется, совсем недавно. И первое и главное условие, которое, на мой взгляд, определяет бизнес - это переход от прямого выполнения каких-то отдельных профессиональных функций к управлению компаний именно как инструментом. При росте компании возникает такой момент, когда ты не занимаешься уже работой с клиентами, не принимаешь заказы, не запускаешь рекламу, не ведешь переговоры с подрядчиками, не выполняешь сами заказы - ты носишься как белка в колесе, пытаясь сделать так, чтобы чтобы эти все и многие другие процессы в компании хоть как-то осуществлялись без твоего прямого в них включения.
Короче говоря, это когда перестает быть как в том анекдоте, про ИП, который открыл публичный дом, но работает один и потому классику не предлагает.
Пока ты сам отвечал на телефон, выставлял клиентам счета, искал подрядчиков, вел с ними переговоры - работа спорилась, вас в команде становилось больше и вот вдруг ты замечаешь, что все валится из рук, факапы плотно ложатся со всех сторон, отпуска сменяются праздниками, больничными и декретами и нерабочими неделями с сохранением зарплаты.
И именно в это момент становится понятно, что бизнес строится вокруг управления человеческими ресурсами, которые и должны в результате выполнять все те действия, которые ты выполнять больше не в состоянии. И когда ты начинаешь этими ресурсами управлять, открывается бездна всякого интересного, о чем не успели тебе рассказать на курсах Аяза. И все оказывается немного сложнее ответов на вопросы: “как зарегистрировать ИП или ООО”, “открыть счет в банке”, запустить рекламу в “директе” или выставить карточки на Вайлдбериз.
То есть, бизнес - это управление людьми, и самая сложная часть в бизнесе - это как раз таки люди с их порой весьма странным и неожиданным для тебя, как предпринимателя и руководителя, отношением к жизни.
Несколько откровений:
Образование не решает ничего - не думаю, что тут нужно как-то глубоко вдаваться в суть вопроса, но один из самых мотивированных кандидатов которых я видел - был молодой парень, закончивший музыкальное училище по классу балалайки. Молодых специалистов, окончивших с отличием лучшие ВУЗы и не способных связать двух слов и организовать даже собственную работу также было в нашей практике бесконечное количество. Иногда удивляюсь, как они себе билеты на трамвай покупают.
Зарплата не решает ничего - удивительно, люди которые хорошо работаю за маленькую зарплату, также хорошо работаю за большую, а те кто плохо работает за большую зарплату, не начинает работать хуже, если ее урезать. Возможно, если сотрудники начнут падать в голодные обмороки прямо на рабочем месте - это как-то повлияет на результат, но все что выше этого, никаким образом ничего не меняет.
Разговоры о том, что начни платить больше и все начнут хорошо работать - рассуждения в пользу бедных - не начнут.
Люди не хотят учиться - также удивительно, но доступ к бесконечным информационным ресурсам в виде интернета не открывает людям доступа к каким-то новым знаниям. Пользоваться гуглем для очень многих также сложно, как проектировать термоядерный реактор. Регулярно возникает ситуация, что, вопрос который человек пытался решить неделю, легко и непринужденно решался нажатием третьей ссылке в поисковике.
И я сейчас не говорю о наших гостях с солнечного юга, абсолютно все сотрудники нашей компании имеют приличное высшее образование.
Люди не хотят руководить - это на самом деле было для меня крайне неочевидно, но оказалось, что выделить сотруднику помощника в подчинение можно зачастую только принуждением. Руководить - значит брать на себя ответственность, а этого боятся как огня.
Люди не хотят выполнять инструкции - как долго и упорно бы ты не готовил инструкции, направленные на упрощение работы сотрудниками и сколько обучающих занятий не проводил, сотрудники перманентно будут пытаться срезать углы и сделать все по-своему.
Отношение руководства к сотрудникам ничего не решает - в офис можно поставить кофемашину, фрукты и конфеты, пинпонг, проводить ежемесячно корпоративы и позволять сотрудникам при необходимости уходить на удаленку или даже выдавать полдники - лучше от этого сотрудники работать не начнут.
Мне пришлось сотрудничать с одной компанией, где рабочий день был по 12 часов семь дней в неделю, слово отпуск там кажется вообще не знали, начальник орал как заведенный, в офисе не было даже кулера и все не то, чтобы были очень довольны, но работу свою делали. Надо ли говорить, что обратных примеров тоже полно?
Удаленка - путь к увольнению. На этом не будем останавливаться. Учитывая описанные выше нюансы управления командой, не сложно догадаться, что случится, если отправить сотрудника на пару месяцев поработать из дома. В принципе, если сотрудник пошел на удаленку, то можно сразу ставить объявление на HH, на замещение его вакансии.
Да, я знаю, что в тиктоках вам расскажут, что удаленка это круто и у них всех даже растет производительность дома, во время просмотра нетфликса, выгула собаки и замешивания кашки для ребенка, но моя практика однозначно говорит об обратном.
Лучший мотиватор для сотрудника - прямой контакт с заказчиком. Ни один начальник не может замотивировать сотрудника лучше, чем клиент у которого пена идет ртом. Иногда она идет без всякого повода, но это отдельная история.
Как управлять компанией, в которой работают эти самые люди?
Самый простой способ управлять компанией - не расти.
В принципе можно набрать лояльную клиентскую базу с хорошим чеком и выполнять все заказы самостоятельно, остаться по сути во фрилансе. Спокойно работать себе по 12 часов в день и не знать, что бывают опуска, декретный, больничный, простое человеческое раздолбайство и воровство на рабочем месте.
Второй способ - систематизация рабочих процессов, создание алгоритмов работы для сотрудников, распределение обязанностей, обучение и самое главное - контроль, контроль и еще раз контроль.
Важно, как мне кажется, понимать из всего вышесказанного, что сколько бы вы не сортировали вакансии на HH, обучали, контролировали, мотивировали, платили и устраивали корпоративы - сотрудники будут забивать на инструкции, факапить, подворовывать, и иногда предавать. И тут самое важное - научиться с этим как-то жить.