Найти тему

«За работу, мастер!». Памяти Сергея Дрейдена

8 мая 2023 года не стало прекрасного, пронзительного советского и российского актера Сергея Симоновича Дрейдена. Ещё на театроведческом факультете Российского Университета Театрального Искусства - ГИТИС, я написала его актерский портрет.

"Если вам заранее ясна ваша картина, вы вполне можете её и не писать" Сальвадор Дали

Человеческая жизнь – самая длинная импровизация. Жизнь никогда и никому еще не удавалось срепетировать. Эту идею реализует в своем бытие актер из славного города на Неве – Сергей Симонович Дрейден. «Импровизация, если она цельная, имеет внутреннюю тему и идет от артиста – замечательна тем, что сегодня получается один оттенок, завтра – другой. Это как автопортрет, который человек рисует жизнь» - говорит он сам. Сам Сергей Симонович добавляет все новые и новые детали в свой автопортрет. Он работал шофером, ездил с геологами по стране, охотно менял театры, работал в разных городах и с разными режиссерами. Вот неполный список тех в чьих спектаклях играл Сергей Дрейден: П.И. Фоменко, В.С. Толиков, И.П. Акимов, А. Н. Соколова, М. Левитин, А. Левинский. Последние же его работы были сделаны с питерским режиссером Г. Дитятковским, две из которых успешно номинировались на премию Золотая Маска. К этой своей ступени Дрейден поднимался долго. Его успех был не мгновенным и только сейчас, на пороге его шестидесятилетия можно сказать, что его театральная биография состоялась. Хотя на пути к этому признанию было много важных и серьезных работ. Одна из таких, достаточно давний моно-спектакль «Немая сцена» по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор». Первоначально он не замышлялся как моно-спектакль. Режиссер В. Шабалина собиралась ставить «Ревизора» к 125-летию первой постановки этой пьесы на мировой сцене. И пригласила Сергея Симоновича на роль городничего, чтобы тот связал все действо. А он так вошел в раж, что стал играть все роли. И постепенно спектакль превратился в многогранную импровизацию, где Сергей Симонович можно сказать пересказывал то, что у него крутилось в голове на тему «Ревизора». Спектакль начинался и заканчивался немой сценой, откуда и появилось название. Через несколько лет этот спектакль принес Дрейдену еще один результат, но об этом сказано будет позже.

Первым опытом совместной работы с режиссером Г.Дитятковским, чьи постановки в дальнейшем принесли Сергею Дрейдену самый крупный успех, был спектакль по пьесе И.Бродского «Мрамор». Спектакль игрался в галерее «Борей» на Литейном проспекте, между прочим, недалеко от того места, откуда И.Бродский навсегда уехал из России. Для Дрейдена это была очень кропотливая работа, как впрочем, наверное, и любая другая роль, но по его собственному высказыванию, и я не могу не согласиться с этим: «такие тексты очень трудно взять внутрь». А без понимания актера о чем же разговор, зритель тем более ничего не поймет. В результате получилась четко прорисованная и красиво исполненная работа. Наверное она была сродни той миниатюрной графике, которой увлекается Сергей Симонович. «И рисунок, которым я занимаюсь, в этом смысле для меня – тоже импровизация. Мне интересно как одна деталь вызывает другую, как возникает, складывается мир - шаг за шагом. В воображении, потом на картонке».

Сергею Дрейдену необходимо проникнуть в идею режиссера, чтобы потом сопоставить или даже перемешать её со своей трактовкой. Только так, когда два голоса входят в резонанс получается мощный чистый звук, и зритель не может отвести глаз, отключить слух. Одним из примеров этого явления стала работа с московским режиссером А.Левинским над пьесой Ж.-Б. Мольера «Мнимый больной». Этот спектакль шел на сцене театра им. Ермоловой. Мне посчастливилось не один раз увидеть его, но к сожалению, боюсь, что такой случай больше не повторится. В работе над этим спектаклем между актером и режиссером завязалась дружба. И произошло это на удивление быстро. А.Левинский долго и обстоятельно проверяет людей но обаяние и главное искренность Сергея Дрейдена преодолели этот барьер.

«Мнимый больной» в постановке А.Левинского решен как комедия масок. Только вот одна маска получилась уж с очень живым выражением лица. Конечно же это маска Аргана, которого играет Сергей Дрейден. Арган вроде бы глупый простофиля, но А.Левинский расширил рамки его образа. В пьесе Мольера есть множество вставных фрагментов: интермедии, пролог – не имеющие отношения к развитию сюжета. Режиссер подарил монолог Полишинеля герою Дрейдена. Этот любовный монолог звучит глубоко и проникновенно. Он настолько органично вплелся, что по другому объяснил поведение Аргана. Он превратился из бестолкового глупца в наивного героя, достойного искренней жалости в хорошем смысле. В целом же спектакль напоминает великолепную клоунаду.

Во внешности Сергея Дрейдена действительно очень многое напоминает клоуна, только не дурашливого рыжего. Манера говорить тоже, а голос какой только может быть у гениального клоуна: негромкий, мягкий, с хрипотцой… И грустные глаза. В жизни он тоже, кажется, ведет себя не совсем обычно. Живет в мансарде, по Питеру разъезжает на велосипеде, и не потому что хочет потрясать всех своим эксцентричным поведением. Это в нем совершенно органично. Он просто живет так, как ему удобно.

Очередной ступенькой для Сергея Дрейдена по пьесе А.Стринберга в постановке Г.Дитятковского «Отец». Признаться честно, я была удивлена. После неоднократного просмотра «Мнимого больного», я действительно не сразу узнала Сергея Дрейдена. Может показаться банальным, но это чистая правда. Та же внешность, тот же голос, но ощущение встречи с кем-то незнакомым. Я действительно увидела другого человека. И дело здесь не только в тексте, костюмах, у Сергея Симоновича это даже больше чем перевоплощение. Пьеса может показаться жестоко-однобокой, на её основе Стринберга можно заподозрить в женоненавистничестве. Но образ Ротмистра выполнен настолько завораживающе, что её мысль оказывается для зрителя бесспорной и непререкаемой. Вполне заслуженно Сергей Симонович получил Золотую Маску в номинации лучшая мужская роль.

И вот я добралась до сегодняшних дней. Спектакль театра на Литейном по пьесе Х.Левина «Продавцы резины». В постановке Г.Дитятковского спектакль называется «Потерянные в звездах». Думаю, что если бы я сначала прочитала эту пьесу на бумаге, она привела бы меня в недоумение, это точно. Спектакль же можно скорее назвать художественным жестом. Похоже на картину, нарисованную светлой пастелью, где содержание не важно, но видна умелая рука художника. Видимо, Сергей Симонович действительно заставляет текст проникнуть внутрь себя и вживляет мысли героя себе. Наверное, поэтому его реплики и монологи гипнотизируют и оставляют след в памяти. Его герой, Шмуэль Спорла, и два его партнера, бродят в поисках смысла жизни, но в нем больше задумчивости, печали. В этом спектакле, так же как и в «Мнимом больном», есть что-то от клоунады. Сам сюжет пьесы завязан на почти что дурацком анекдоте. Г.Дитятковский попытался превратить его чуть ли не в притчу. А получилась красивая зарисовка с трагичным комиком в центре.

К сожалению, одними театральными работами на жизнь не заработаешь. Но, слава Богу, что в актерской биографии Сергея Дрейдена случились по крайней мере две работы, о которых можно говорить наравне с его театральными ролями. Большую часть своих работ в кино Сергей Симонович называет серыми и скучными, но это не относится к фильмам Ю.Мамина.

После комедии «Фонтан» Дрейден, то что называется, проснулся знаменитым. На главную роль он был утвержден без проб. Вместо них Сергей Симонович сыграл «Немую сцену». Этот спектакль и стал настоящим знакомством для актера и режиссера. Фильм этот, наверное, фантасмагория… но это только для человека незнакомого с реалиями советской жизни. На самом деле, в фильме даже нет больших преувеличений. Собственно поэтому Дрейден и играет своего героя абсолютно естественно, нигде не гиперболизируя и не пережимая. Все очень просто: его вера в достоверность происходящего передается и зрителю. Так что в смысле метода никаких открытий здесь нет. Однако зритель смеётся до колик.

Второй фильм Ю.Мамина, может быть даже более популярный, «Окно в Париж», как говорит сам С.Дрейден «сочинялся на записи звука «Фонтана». Но мне кажется, что в этом фильме слишком разгулялась фантазия авторов. Поэтому картина получилась более запутанной и менее энергичной, чем «Фонтан», хотя Дрейден делает все что необходимо для исполнителя главной роли.

Свою актерскую технику Сергей Дрейден шлифовал на ленинградском радио. Когда-то он делал передачи о Хармсе. Потом его связь с радио прервалась. И только спустя несколько лет случайно, в магазине, встретил знакомого режиссера и вновь пришел на радио. Его актерская техника к тому времени настолько отточилась, что новые условия работы его ничуть не смутили. Он выполнял практически цирковой трюк – записывал незнакомые тексты, читая с листа.

А лозунг: «За работу, мастер!» висел у Сергея Симоновича дома на стене...

Кадр из фильма "Окно в Париж"
Кадр из фильма "Окно в Париж"