Пантелеймонов монастырь. У входа
Вот, налево проходим во Святые врата, порту. Пойти направо - невдалеке архондарик с храмом Преображения. Надо помнить, что здесь не только каждый клочок земли, каждый камень имеет духовное значение, но и каждый метр земли исторический. Когда я в первый раз приехал в монастырь, Валера познакомил меня с иеромонахом Филаретом, бывшим врачом. Впоследствии я узнал и его фамилию - Гачегов. (А потом узнал, что врачом его считал мой друг Валера по недоразумению. Видимо, интересовался медициной, хотел помогать людям.А в действительности всю свою сознательную жизнь работал поваром в кафе и столовых, окончил специальный курсы, а затем был поваром в монастыре. Очень нужная профессия.
а хотел быть врачом
Вечером он пригласил нас к себе в келью и угостил отменным супом своего изготовления. Надо, отметить, что и сам он был отменным трапезарем. Конечно, мне тогда показались странными такие посиделки в монашеской келье. Надо отметить, что братство, бывшее для такого и монастыря крайне малочисленным, несло всю тяжесть, которая раньше лежала на плечах тысячи и более монахов. И в смысле бытовом, поэтому допускались разные поблажки. Нам сказали, что можно купаться за архондариком, только чтобы нас не видели с проплывающих мимо кораблей. Сейчас все знают, что купаться на Афоне строго запрещено. И некоторые из братии посещали это место. И о. Филарета как-то я видел там. Он как врач ратовал за физическое здоровье, и поэтому считал морские ванны необходимыми.
а посиделки дали неожиданно для меня оказались полезными и дали важный результат. О. Филарет вытащил альбом с фотографиями, где все было распределено по рубрикам: Афон языческий, Афон христианский, и потом указал на пожелтевшую и с одного бока немного подсвеченную фотографию, показал пальцем на странную фигуру и спросил: Это кто по твоему? Так же сказал, что фотография перешла к нему по наследству от схимонаха Никодима Карульского. Лица совсем не было видно, но и одежда и фигура была явно женская! Женщина на Афоне? Это фотография была сделана 21 августа 1903 в момент последней раздачи череков (турецкая денежная единица)
- Богородицы! - вырвалось у меня. Интересно, что это проявилось на фотографическом снимке. Все это к вопросу была ли Богородица здесь на Афоне. О. Филарет кивнул мне в ответ и убрал фотографию. Прошло несколько лет о. Филарет отдал фотографию духовному чаду фотографу Костасу Асимису, и тот подправил ее и сделал множество копий. И теперь мы видим этот образ у Святых врат монастыря, где и произошло это чудо. Это большая фотография с подписью на русском и греческом языках "Чудо явления Божией Матери 21\08\1903" И образ называется Светописанный, и теперь он есть в нашем мясецеслове и память его совершается 21.08. Сразу возникают вопросы: что это за раздача милостыни? И почему она прекратилась. Почему Божия Матерь должна была прийти и смиренно получить милостыню вместе с бедняками?
Один монах восторженно так написал об этой фотографии
В убогой келии монаха
Я образ дивный увидал,
Душа исполнилася страха,
И я невольно зарыдал.
Царица в длинном одеяньи,
Неизреченной красоты,
В чудесно-благостным сияньи
Полна любви и чистоты
Укрух смиренно получила,
За ней афонцы-бедняки,
Сим чудом братию учила
Не отвергать Ее руки.
В моей книге "Афонские встречи" приводится фрагмент дневника й афонского монаха, жившего в начале двадцатого века.
«Августа 20-го. Было собрание старших братий. Отец игумен прочитал полученную из Кареи, из протата, эпистолию от 12 августа, в которой на имя игумена Русика выражено многое относительно раздаваемой нашей обителью милостыни череками, насколько она бесполезна и даже для многих молодых вредна, что необходимо прекратить такую милостыню, а если будет усердие, то благотворить каким-либо иным способом, более целесообразным. Если же, говорится, ваша обитель не обратит внимание на предложение, то Священный кинот решил ходатайствовать пред более высокими властями о прекращении этого дела...
Августа 21-го. Было прочитано протатское письмо. Многие слушали со скорбью, а некоторые и равнодушно. Стали подходить к портарю, отцу Алипию, за череками. В это время иеромонах Гавриил снял фотографию на память. Старики шли в лохмотьях, молодых, как будто, и немного, может быть несколько десятков, из-за которых должна прекратиться эта милостыня...
Сентября 14-го. Отец Севастиан передал, что слышал от портарей, будто один сиромах-пустынник несколько раз видел Женщину при раздаче череков незадолго до отказа и хотел сказать портарю, но в последний раз и сам не видел. Но в последний раз Она оказалась на фотографии. Дивное дело!
Ноября 13-го. Отец Валентин рассказал слышанное им от игумена Нифонта, как в 1886 или 1887 году, живя в келии рядом с параклисом святого великомученика Димитрия, ночью однажды он задремал и видит, вошла величественная сияющая Жена (конечно, Божия Матерь) и говорит: « Скажи отцу Макарию, чтобы не затворяли врата для нищих, ибо у меня много золота и серебра»...
Тут, конечно, надо разобраться кто такие сиромахи. В Пантелеимоновом монастыре было общежитие, киновия. А какие виды монашества существовали тогда на Афоне? В России в те годы существовало только киновиальное монашество. На Афоне в те годы процветал идиоритм. Россия, сохранились документы, всеми силами пыталось перевести идиоритмы в киновии. Замечательный русский дипломат Н.П. Игнатьев пишет в письме от 13 сентября 1866 года директору азиатского департамента П.Н. Стремухову: "В этих обстоятельствах я решился воспользоваться пребыванием мои на Афоне, дабы личными советами убедить старцев спорящих монастырей к примирению и вновь восстановить общежитие в Хиландарском монастыре. Попытка моя увенчалась успехом. В присутствии моем братия хиландарской обители объявила общежитие восстановленным, со строгим подчинением игумену, и избрала в сей сан из среды своей архимандрита Герасима. Я оставался лично в храме, пока акт введения общежития не был подписан, игумен не провозглашен и пока в полном облачении он не принял обычных поклонов от всех членов братии". Россия немало благотворила сербскому монастырю. С 1840 г. Россия каждые пять лет, а после Крымской войны - каждые семь лет выплачивала пожертвование из расчета 35 рублей в год, а также проценты с капитала в 3000 рублей. С 1859 года обители было разрешено проводить в России сборы. Необщежительным обителям проводить сборы в России не разрешалось, по понятным причинам неясности денежных потоков. Исключение было сделано для Хиландаря. Все эти материалы, добытые в архивах замечательными историками Л. Герд, Н. Петруниной О.Е., а теперь еще и И.Ю. Смирновой были опубликованы так же замечательным издательством "Индрик", немало сделавшим для восстановления русского имени на Афоне.
Во главе идиоритмический монастырь имеет одного из старцев, называемого проэстосом, причём управление ежегодно меняется. Иноки в таком монастыре получаю определённое содержание деньгами и продуктами, сами готовят в своей келье еду и, фактически, живут независимой жизнью по своим наклонностям и желаниям. Но независимость эта в первую очередь экономическая. Духовно монахи также окормляются у старцев, и никто не позволяет им нарушать иноческие уставы. Организационное устройство идиоритмического монастыря таково: старцы составляют синаксис – священное собрание, которое является высшей властью монастыря. Исполнительная власть, через которую синаксис осуществляет управление монастырём, состоит из двух эпитропов и одного дикея. Игумен избирается лишь на несколько часов, а потом по заведённому обычаю отказывается от власти и пополняет общество почитаемых проигуменов.
Особым уважением пользуются в монастыре проэстосы. Жизнь проэстоса привольная, богатая. Окружён проэстос заискивающими послушниками, готовыми выполнить за него любую работу. Как это ни смешно звучит, даже и помолиться. Да, да, иногда проэтосы нанимают за себя читать правило, каноны, а сами слушают правила, лёжа на диване. Такие картины рисовали русские посетители Афона. Но каждый монах обязан участвовать в службе. Проэстосы и здесь умудряются найти себе заместителей. Если проэстос не обязан сам служить, то он пользуется правом всякую службу послушать у себя в келье. Имеют такие старцы жилище из 6 и более комнат.
Так что идиоритм по своей сути бывшая киновия. там нет равенства среди монахов, нет даже общей трапезы. Думаю, что механизм действовал там такой: каждый вносил свой вклад, поступая в монастырь, и в соответствии с вкладом у него было положение в монастыре. Быстро богатый инок становил проэстасом. С мирской точки зрения довольно логично, что"вкладываясь в дело", человек пытается управлять своим имуществом.
С одной стороны это уродливая карикатура на монастырь, с другой это был способ выжить монастырю, оказавшемуся в трудных условиях. Особенно на Востоке. В прошлом веке эта карикатура была ликвидирована. Как сообщает нам нынешний афонский устав: " Общежительные монастыри Святой Горы (то есть на сегодняшний момент все двадцать монастырей) управляются игуменом, герондией и эпитропией (комиссией), в соответствии с особыми постановлениями Уставного законодательства". § 11.
С другой стороны - это правдивое выражение духовного упадка. Хуже когда в монастыре идиоритм. а он изображает собой киновию. С какой целью были ликвидированы в прошлом веке идиоритмы?
Упоминавшийся здесь историк О.Е Петрунина пишет в работе"ИНТЕГРАЦИЯ АФОНА
В СОСТАВ ГРЕЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ в": Повышению управляемости монастырями со стороны Кинота, а в конечном счете и государства способствовали и другие нововведения Устава. Устав 1911 г. ставил в равное положение оба типа афонских монастырей — киновии и идиоритмы36 (ст. 6), а в Уставе 1924 г. киновиям отдается предпочтение, поскольку идиоритмический устав монастыря может быть сменен на киновиальный, обратный же переход невозможен (ст. 85). Управлять киновиями церковному начальству всегда было легче: лишенных собственного имущества и живущих в коллективе монахов было легче держать под контролем, чем особножителей. В киновиях, которые возглавлялись одним лицом, игуменом, легче было добиться принятия нужных решений, нежели в идиоритмах, управлявшихся общим собранием монахов. После перехода Афона под власть Греции все монастыри постепенно были вынуждены перейти на киновиальный устав, и в настоящее время идиоритмических монастырей на Св. горе нет.
Объяснение, думаю убедительное. Кроме монастырей существуют скиты, которые состоят из келлий и калив, управляются дикеем, живут отдельно экономически, и только по праздникам и воскресениям собираются в храме. Но Россия создала два общежительных скита Андреевский и Ильинский, которые по всему были просто монастыряме, но по статусу находятся на территории кириархиальных монастырей Ватопед и Пантократор, и были так сказаьть ограничены в правах.
Любопытна характеристика насельникам монастырей, сделанная русскими келлиотами: члены братства монастыря св. вмч. и ц. Пантелеимона <происходят>преимущественно из купцов бывших, приказчиков и других, соприкасающихся с торговыми операциями. Насельники скита Св. ап. Андрея Первозванного <вышли> частию из мелкого купечества, приказчиков, значительной долею — из крестьянства". То есть основы составляли н выходцы не из бедных слоев. Потом идут келлиоты. Келлия это небольшое строение с храмом, наделенное землей, и купленное или взятое в аренду у монастыря по соглашению, называемому омологией. Это стало основной формой существования русского монашества. Поток русских людей на Афон был чрезвычайно велик, русские обители переполнены и они находили келлиии, заброшенные и, имя некоторые средства выкупали их, и к ним начинали собираться единоплеменники, чаще всего по признаку землячества. "Келлиоты — в основном из крестьянства, казачества и отставных солдат".
Теперь каливиты, живущие подобно келлиотом, но не имеющеи своего храма. "Каливиты, пустынники — из всех сословий, но из купечества — наизначительнейшая доля, преобладающий элемент из купечества, есть из духовенства и монашествующих российских монастырей, есть из дворян. Вообще же почти все каливиты — ремесленники или художники-иконописцы или портные, сапожники, слесаря и прочие". То есть это люди, которые хотели пожить на Афоне, чаще всего, чтобы работать".
Кавиоты, пустынники— из всех сословий, почти все испытали жизнь в монастыре, скитах, келлиях и по сложившимся обстоятельствам вынуждены переходить с места на место, нанимая комнаты по келлиям и поместительным каливитам. Средства жизни частью добывают своими ремеслами, частью нищенствуют и существуют милостыней. Вот, некоторые из этого сословия и приходили ко вратам монастыря
Сиромахи представляли собой основными потребителями милостыни. Сиромахи, отшельники или странники, не имеющие постоянного убежища и никакой собственности. М.Г. Талалай в статье "Святогорец Дорофей (Кудрявцев) и Православное Палестинское Общество" дает такое красочное описание сиромаха:
«У всех сиромах один источник жизни — лепта, кое-когда поданная нашим поклонником, да немного сухарей, полученных в воскресный день во вратах монастырей и общежительных скитов. Вот и всё! Сколько они претерпевают бедствий, голоду, холоду, всяких невзгод, горя и скорбей известно одному Праведному Господу. <…> Еще издали Вы можете узнать этого бедняка, идущего с палкой и четками в руках, с торбиною на спине, с молитвою на устах. Он носит на себе св. ангельский образ монашеский, часто он схимник, а иногда, кроме того, облечен в сан священства. Одет в рубище, вид его кроткий, в беседе тих и молчалив. Во всем внешнем проявляется бедность, но вещественная, не духовная». Вот, такие-то монахи, часто попавшие в незавидное положение из-за отношения к ним монастырей, собирались у врат русской обители. Духовник Иероним сам жил в келлии в пустыни и знал многих подвижников. Он сам посылал иеромонаха Пантелеймона (Сапожникова) ходить по пустыням и собирать сведения об удивительных насельников их. И раздавать милостыню, конечно. Когда гонения на русских монахов достигли апогея, он основал скит Крумница, в котором должны были селиться такие монахи, оставшиеся без средств. И хотя часть скита была общежительной, но замысел был в том, чтобы поддержать этот вид монашества. И поэтому создал обычай раздавать хлеб и череки по воскресениям сиромахам и пустынникам всех национальностей: русским, грекам, болгарам и другим. И русские игумены считали, что ради этого обычая Божия Матерь так сильно приумножила монастырь, что он ни в чем не чувствовал недостатка. Но Кинот, движимый национальными чувствами обиженных представителей греческих монастырей, которые видели в умножении русских монахов угрозу своему Афону, который они считали греческим, а не вертоградом Божией Матери, этот обычай запретили.
Что так подробно и долго? Что так медленно движемся? Слишком многое с этим местом связано. С небольшим кусочком крупицы мира. Перед архондариком пустырь Установлен крест, разбит какой-то сад. насадили кусты. Но, я - человек немало попутешествовавший и по четвертой координате Афона вижу совсем другое. перед моим взором представляется большой и прекрасный храм.