1,2K подписчиков

ИСКУССТВО КАК ДВИГАТЕЛЬ ТОРГОВЛИ. ПЛАКАТ ЭПОХИ МОДЕРН Ч.2

В 1578 году немецкий писатель и поэт Иоганн Фишарт впервые употребил слово Плакат. Вообще, происхождение самого слова проследить достаточно сложно. В русский язык это слово пришло из немецкого – das Plakat, немцы позаимствовали его у французов - placard, а французы, вероятно у голландцев. В 16 веке в Нидерландах во время освободительной борьбы с испанцами на стенах голландцы крепили пропагандистские листки. Делалось это при помощи клея. Назывались они plakkaat. Как этот маленький листок трансформировался в произведение искусства можно прочитать здесь:

Отцом всех современных плакатов можно смело называть Жюля Шере. Он же стал прародителем плакатов в стиле модерн. С начала 70-х годов 19 века плакат становится неотъемлемой частью городских жителей. В этот период города в Европе и Америке бурно развиваются, пока еще нет ни радио, ни тв, только газеты, и именно плакат является основным средством массовой коммуникации, доступным абсолютно любому гражданину. Однако, с приходом в эту область выдающихся художников, плакат быстро превращается в произведение искусства и даже становится средством коллекционирования. С декабря 1895 года и до 1900 года Жюль Шере выпускает ежемесячный сборник лучших плакатов парижских художников в уменьшенных репродукциях размером 11х15 дюймов «Les Maîtres de l'Affiche» (мастера афиши). В общей сложности вышло 256 плакатов 97 художников.

Е.А.Бастард
Е.А.Бастард

Примерно в это же время из-за кулис на арену мирового искусства выходит новый стиль – модерн. Французы называют его «ар-нуво» (art nouveau), немцы - югендстиль (jugendstil), австрийцы - сецессион (Secessionstil), шотландцы – «Школа Глазго» (Glasgow school), испанцы - модернизмо (modernismo), итальянцы - стиль Либерти (stile liberty). И это далеко не все названия этого удивительного стиля, просуществовавшего на исторической сцене совсем не долго, но оставившего глубокий и неповторимый след в живописи, архитектуре, скульптуре, одежде, в интерьерах, мебели, предметах быта и архитектурных деталях.

Й.Цорль (J.Zorl) плакат страхового общества "Holland"
Й.Цорль (J.Zorl) плакат страхового общества "Holland"

Искусствоведы до сих пор спорят об этом стиле, пытаясь определить его основные черты и особенности, и вообще, стиль ли это или просто совокупность стилей, художественная эклектика. Собственно, это и является основной особенностью стиля модерн – синтез различных методов и стилей, форм и приемов, видов и жанров искусства.

A.Turbayne
A.Turbayne

И конечно, художники-модернисты не могли пройти мимо такого жанра, как плакат. Именно они смогли поднять плакат на уровень высочайшего искусства.

Шарль Лупо
Шарль Лупо

Художники-модернисты создают свой ни на что не похожий стиль плаката. Прежде всего, здесь доминируют женщины, довольно редко можно встретить мужчин. Сюжеты достаточно простые и понятные, композиционно внимание концентрируется на центральной фигуре, из-за ограниченных возможностей литографии цветовая гамма довольно ограничена, изогнутые линии и асимметричный принт, над чашечками кофе и от сигареток поднимается визуальный дымок, который иногда тонкими линиями скользит по картине.

Йозеф Рудовль Витцель
Йозеф Рудовль Витцель

Большое влияние на формирование стиля модерн оказало искусство Востока, особенно Японии. Источниками стали японская гравюра на дереве, китайский фарфор и росписи на шелке, японские гравюры гравюры укиё-э, китайский орнамент и мебель. Все это в 1870-е годы стали активно привозить из Японии и Китая в Европу. Так в плакатах художников-модернистов появляются растительные орнаменты, особенно ирисы, изображения утонченных птиц, таких как лебедей и журавли, или символы христианского бессмертия павлин, возникает стиль шрифта, основанный на японской каллиграфии. Все это делает плакаты модерна необыкновенно притягательными. Среди известных плакатистов, работающих в стиле модерн были Обри Бердсли, Поль Бертон, Альфонс Муха, Эжен Грассе, Жюль Шере, Жорж де Фер, Чарльз Лупо, Анри де Тулуз-Лотрек, Коломан Мозер, Томас Теодор Хайне, Отто Гусман, Мануэль Роббе, Уилл Х. Брэдли, Василий Кандинский, Николай Герардов, Евгений Бауэр, Елена Петровна Самокиш-Судковская и многие, многие другие.

Анри де Тулуз-Лотрека "Японский диван"
Анри де Тулуз-Лотрека "Японский диван"

Плакат эпохи модерн вовсю шагает в ногу со временем. Например, в моду входят велосипеды, и плакат тут же подхватывает эту тенденцию. Или катание на коньках, и вот уже перед нами барышня, скользящая по льду. В стиле модерн строятся первые станции метро. Дамы на плакатах модернистов изящны и стройны, часто с вытянутыми фигурами, укутанными в струящиеся одежды, они современны и раскрепощены, надменны и задумчивы, начитанны и самостоятельны. И они просто прекрасны.

Альфонс Муха
Альфонс Муха

Однако каждый художник создает свой особый и неповторимый стиль плаката. Плакаты Тулуз-Лотрека строгие и манерные: черные силуэты, приглушенные краски при этом тщательно прописанные детали, подчеркнутая асимметрия и великолепно передано движение. Кажется, девушки на плакате рекламы «Мулен Руж» лишь на мгновение застыли и вот сейчас вспорхнут и запляшут дальше.

Эжен Грассе
Эжен Грассе

Совершенно другой стиль у Альфонса Мухи – его пространство заполнено тончайшим орнаментом, женские фигуры романтичны и загадочны, на них струящиеся одежды, в волосы часто вплетены цветы. Кажется, что это чудесные сны. Его работы так хороши, что хочется разглядывать их бесконечно. У бельгийца Анри Менье все предельно лаконично, никаких лишних линий, только пар, поднимающийся от чашечки кофе тонкой линией пересекает пространство плаката. И совершенно другой русский модерн, в нем очень сильны национальные мотивы, духовная составляющая, и даже орнамент особый, колоритно-национальный.

Василий Кандинский
Василий Кандинский
Е. П. Самокиш-Судковская, журнал «Нива»
Е. П. Самокиш-Судковская, журнал «Нива»

Эпоха модерна изменила плакат и придала ему новое значение. Появляется особый, фирменный стиль, а искусство выходит на улицы, оно больше не ограничено рамками художественной галереи. Именно модерн поднял плакат на новую высоту. Однако, век его был недолог, этот стиль просуществовал всего около 20 лет. На смену шла новая эпоха – революций и авангарда, отрицания всего нового и бесконечных экспериментов. И плакат легко вписался в эту новую эпоху, отразив на себе все веяния нового времени.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

HIGBY
HIGBY
Louis John Rhead
Louis John Rhead
Теофиль Александр Штайнлен
Теофиль Александр Штайнлен
Мануэль Роббе
Мануэль Роббе
Неизвестный художник реклама чая Марко-поло
Неизвестный художник реклама чая Марко-поло