Найти тему

Выбор профессии у старшеклассников.

Здравствуйте.

Поговорим сегодня про выпускные классы: девятиклассников и одиннадцатиклассников.

На самом деле это большая проблема, особенно для детей. Во-первых, есть дети, которые просто ещё не созрели к выбору будущей профессии в 9 классе, поэтому для них это сложно. Во-вторых, есть дети, которые не знают, чего они хотят, что они умеют, что им нравится. В-третьих, есть подростки, которые привыкли, что за них всё решают. В-четвертых, подростки либо плохо ориентируются в профессиях, либо имеют недостоверную информацию.

Что может проявляться в выборе профессии у старшеклассников:

1. Постоянная смена выбранной профессии.

Сегодня я хочу стать поваром, завтра парикмахером, послезавтра юристом. Особенно это характерно для девятиклассников. Многих родителей это пугает. Но это нормальная ситуация, так как подростки примеряют на себя разные профессии. Если начинается период поступления, а ученик до сих пор колеблется, то можно:

- почитать больше об этих профессиях на форумах;

- найти людей, которые работают в этих сферах;

- попробовать подростку представить свое будущее в каждой из профессии;

- принять факт (подростку), что может быть такое, что первый выбор будет неудачным, но можно перейти на другое направление, переучиться, повысить квалификацию. Выбор профессии на данный момент не даёт гарантии того, что в будущем человек будет работать именно в этой сфере.

2. Повышенная тревога: а правильно ли я выбрал профессию.

Такая проблема возникает у школьников вне зависимости от успеваемости. Она даже возникает в ситуациях, когда ученик трезво оценил свои умения и способности, желания и интересы. Эта та ситуация, которая требует поддержки со стороны родителей:

- непосредственная поддержка: я думаю, что из тебя получится хороший педиатр;

- проговаривание тревоги: а из-за чего именно ты переживаешь, что тебя волнует;

- рассказы о своём опыте выбора профессии и профессиональной деятельности. Об этом опыте могут поделиться и близкие друзья родителей;

- проговорить факт, что в любой профессии есть то, что не очень нравится, что в процессе учебы не всё очень нравится, что каждый с чего-то начинал и волновался. И это нормально. «Волнение просто говорит о том, что для тебя выбор профессии и будущего – это важно».

3. Пассивность в выборе профессии.

Тут ярко проявляются два момента:

- за подростка всегда всё решают взрослые: получил плохую оценку, я разберусь; одень обязательно шапку; не общайся с этими друзьями; не играй в эти игры и т.п.

Эта ситуация, когда подростку даже не надо ничего решать. Или взрослый знает, как лучше, кем лучше стать, как лучше сделать. Причём такими пассивными могут быть как отличники, так и двоечники. В первом случае, у подростка нет ресурсов противостоять взрослым, во втором случае подросток привык жить в ситуации неуспеха.

- подростки с низким самопознанием. За них вроде и не решают проблемы, но и не занимаются ими в плане расширения кругозора, саморазвития.

Есть подростки, которые плохо учатся, но при этом прекрасно понимают, кем хотят стать. А есть подростки, которые ничего не хотят. Они не ответят на вопрос, какие они, они любят только сидеть в телефон или гулять (нет увлечений). Такие учащиеся либо ткнут в профессию наугад, либо дождутся, когда выберут профессию родители.

Но чаще всего эти две ситуации идут вместе. Что можно сделать:

А) предоставить самостоятельность. В 9 классе подросток в состоянии решать многие вопросы сам: куда потратить карманные деньги, как сегодня одеться, подойти к учителю, самостоятельно прийти в колледж на день открытых дверей. Можно передать ему ответственность платить за какую-то квитанцию, подработать, сходить самому к педиатру;

Б) расширять кругозор: документальные фильмы, различные мастер классы, музеи и т.д.;

В) разговаривать об интересах, об увлечениях, о переживаниях. Спрашивать мнения про разные ситуации, обсуждать фильмы. Задача состоит в том, чтобы побудить подростка интересовать окружающим миром и самим собой.

4. Неадекватный выбор профессии.

К примеру, у ребёнка 2 и 3 по биологии и химии, а он собирается стать врачом. Или он ненавидит общаться с детьми и хочет пойти на учителя начальных классов. Обсуждать с подростком будущее, это не всегда его поддерживать. Это также давать обратную связь, в том числе и в рамках сомнения, критики. Если её немного, и она по делу, в этом нет ничего рушащего психику ребёнка и отношения с ребёнком.

В таких случаях, особенно, если ребёнок уперся в выбранной профессию, можно обсудить дополнительный вариант, на случай «если не получится». Он не обязательный, но пусть он будет.

С другой стороны, а почему бы не попробовать. Сейчас очень динамичное время и нет такого, что ты выбрал одну профессию и работаешь в ней всю жизнь.

С третьей стороны, а вдруг подросток будет всю жизнь мотаться и так никем не станет.

Здесь родителям уже надо работать не с подростком, подростка не переделаешь, а с сепарацией, с пониманием того, что нельзя прожить жизнь за своего ребёнка. В том, что хочется, чтобы у ребёнка сложилась жизнь хорошо, нет ничего предосудительного. Но невозможно заставить жить хорошо.

И самое главное, надо помнить:
Если человек захочет работать и получать какие-то деньги, он будет работать вне зависимости от первоначального образования, вне зависимости от результатов экзаменов, от мнения родителей.

На этом этапе самое важное, что могут сделать родители – это оказывать поддержку, делиться опытом, помогать, когда просят дети, по мере своих возможностей и собственного желания.

Сообщество в вк:

ВКонтакте | ВКонтакте

Телеграмм канал:

Терехова Альбина: детская и подростковая психология