Автовладелец, который следит за состоянием своего автомобиля, заинтересован в том, чтобы обеспечить наилучшие характеристики и при этом избавиться от необходимости слишком часто заниматься заменой деталей и устранением каких-либо недочетов. Часто хозяева машин меняют штатные осветительные элементы.
Причин множество - недостаточная или избыточная яркость света, быстрый выход ламп из строя, желание установить более качественный “расходник”. Однако после “апгрейда” может появиться проблема “моргания” фар. Почему так происходит и как избежать неприятности - попробуем разобраться.
Плюсы и минусы установки диодных ламп
Чаще всего автолюбители устанавливают именно “диодки”, ведь с ксеноном можно нажить массу разногласий с инспекторами дорожной полиции, а галоген слишком уж недолговечен. В пользу диодных ламп говорят следующие факты:
- Служат они до 40 тысяч часов. На фоне двух тысяч у ксенона и всего 600 часов у галогена, звучит внушительно. Действительно - поставил и забыл.
- Световой поток от “диодок” яркий и по восприятию глазом похож на дневной свет. При этом ГИБДД не имеет претензий к подобным элементам, в отличие от ксеноновых.
- Лампы устойчивы к механическим и температурным воздействиям, вибрации.
- Не перегружают электрическую сеть автомобиля, не вызывают перерасхода топлива.
- Загораются сразу, в отличие от штатных ламп накаливания, которым нужно время, чтобы набрать яркость.
- При правильной конструкции яркость светового потока не зависит от напряжения сети.
При этом во многих лампах наблюдается мерцание светодиода. Подобный неприятный дефект особенно часто встречается у дешевых лампочек. Казалось бы - не нужно экономить на расходниках и не будет проблем. Но все немного сложнее.
Почему мигает диод?
Диодная лампа - конструкция, в основе которой находится световой элемент с p-n переходом. Для нормальной работы необходим стабильный ток. Любое превышение допустимого значения ведет к излишнему нагреву и образованию нестабильной области перехода. При 70-80 градусах по шкале Цельсия кристаллическая решетка начинает разрушаться. Ток в месте перегрева протекает не постоянно, а дискретно. Так появляется мерцание.
И если производитель экономит на элементах, сильно страдает качество. Предприятия, производящие многочисленные недорогие лампы, часто не сертифицируют свою продукцию, не заботятся о выходном контроле качества и не дают никаких гарантий. Расчет идет на то, что потребитель просто приобретет новую дешевую лампу.
Такую важную деталь, как стабилизатор тока, могут заменять ограничивающим ток транзистором. В результате не обеспечивается бесперебойная работа, и появляется неприятный эффект. Важно также , что на поведение диодной лампы может повлиять соседство с лампами накаливания, которые, как известно, выделяют большое количество тепла. А значит, увеличивается опасность появления мерцания, особенно в жаркое время года.
Как бороться с мерцанием световых элементов?
Очевидно, что легче предотвратить что-либо, чем устранять последствия. Поэтому автомобильные электрики рекомендуют покупать лампы известных производителей. Возможно, не очень дорогие, но имеющие все сертификаты и сопроводительные документы. Диапазон рабочих напряжений лампы должен находиться в пределах от 12 до 24 В. Это универсальные значения для любых автомобилей. При помощи бытового мультиметра измерить реальное значение силы подаваемого тока и при необходимости подобрать подходящий по номиналу ограничивающий резистор.
Проблема также может крыться в других агрегатах автомобиля. Например, в аккумуляторе или генераторе.С первым все просто, хотя и затратно - поменять. Во втором варианте следует проверить диодный мост и реле регулятора напряжения. Хотя по некоторым отзывам автовладельцев даже после замены этих элементов мерцание никуда не девается.
У корейских автомобилях, таких, как KIA, проблема может быть в “излишне умной” системе зарядки аккумулятора. Датчик этой системы находится на клемме батареи и передает информацию о температуре электролита и напряжении АКБ в “мозговой центр” автомобиля. Когда аккумулятор не нуждается в зарядке, система отключает генератор, тем самым экономя топливо и снижая нагрузку на двигатель. Если откинуть от датчика нужный провод (тем самым отключив вызывающую проблему функцию), то и мерцание пропадает.
Однако при проведении процедуры нужно быть внимательным и не следовать бездумно инструкции. Оказывается, сборщики корейских автомобилей (а в наше время сборка проводится в разных точках мира) не всегда серьезно относятся к соблюдению цветовой маркировки. Так, провод, который по инструкции должен быть зеленым, на самом деле серый, а зеленый отключает совсем иные приборы. При работе пользуйтесь сканером и, увидев ошибки, которых быть не должно, сразу возвращайте все на место. В конце концов, мигающие лампочки - не самая большая беда, главное других проблем не натворить. Также в некоторых официальных сервисах по обслуживанию “корейцев” могут утверждать, что дело в прошивке. Насколько такая версия правдива, сказать сложно, подтверждений (как, впрочем, и опровержений) я не нашел.
Если вы сталкивались с проблемой мерцания диодных ламп и точно знаете, как решить ее - делитесь полезным опытом в комментариях. Другие автолюбители (и автор статьи в их числе) будут вам благодарны.