Найти тему
МИР ИСТОРИИ - WOH

«Россия будет покорена в следующем году» Говорить-то все горазды, а что на деле... Последний вздох армии Наполеона

Оглавление

«Они считают, что я пал духом, – думал Наполеон о русских командирах. – Но это вовсе не так. Россия будет покорена в следующем году». После сражения на реке Березине в конце 1812 года французская армия понесла значительные потери. Но Бонапарт был прав – его войска по-прежнему сохраняли боеспособность. При восстановлении сил и подвозе боеприпасов и оружия они могли перейти в наступление. Единственное, что требовалось императору – время.

После той страшной битвы на Березине, во время которой Великая армия потеряла около 20 тысяч боеспособных солдат, Наполеон перестал бояться окружения и полного разгрома. Да, французы отступали, однако император планировал закрепиться в Вильне и нарастить силы. И если прежде он сам предчувствовал свой крах, то теперь впереди забрезжил свет надежды.

Вот только тогда, размышляя и строя планы, Бонапарт не знал, что все они вскоре будут разрушены русской армией. Под командованием Кутузова войска начинали преследование наполеоновских отрядов. Каким же оно было? И чем завершилось?

Адольф Нортен «Отступление Наполеона из Москвы»
Адольф Нортен «Отступление Наполеона из Москвы»

Наполеоновские планы

До сражения на Березине основной проблемой Великой армии Наполеона была её значительная растянутость. Кроме того, в ней имелось немало небоеспособных солдат – деморализованных или безоружных воинов. Понеся огромные потери на Березине, Наполеон осознал, что такой дорогой ценой избежал угрозы полного окружения и уничтожения войска.

Теперь он рассчитывал остановиться в Вильне, которая стала бы центром борьбы с русскими. «Настоящая кампания начнётся в 1813 году», – заявлял Бонапарт. Он и правда верил, что спустя несколько месяцев сможет взять реванш за прежние поражения и одержит победу над непокорными русскими.

Петр Стоянов «Бегство Наполеона»
Петр Стоянов «Бегство Наполеона»

Жалкие остатки армии

Однако до Вильны было не так просто добраться. Русские части преследовали разгромленное войско Наполеона, периодически «пощипывая» его. Однако главным врагом отступающих французских частей стали те самые русские морозы, которых боялся Бонапарт и на которые уповал император Александр I.

Как отмечали соратники французского правителя, из первоначальной толпы в 80 тысяч человек до Вильны с Наполеоном дошла в лучшем случае половина. Однако амбициозный корсиканец был не из тех, кто согласен сдаться после первого поражения.

Прибыв в Вильну, он назначил командующим войсками маршала Мюрата. Сам же Наполеон отправился в Париж, где намеревался собрать новую армию – для очередного броска на Россию. Прощаясь со своими командирами и солдатами, Бонапарт произнёс знаменитые слова:

«От великого до смешного — только один шаг, и пусть судит потомство».
График Чарльза Минара, показывающий размер Великой армии на пути в Москву (розовым) и из Москвы (черным) по толщине линии. Ниже график температуры воздуха в градусах Реомюра (R 1 = 1,25 °С).
График Чарльза Минара, показывающий размер Великой армии на пути в Москву (розовым) и из Москвы (черным) по толщине линии. Ниже график температуры воздуха в градусах Реомюра (R 1 = 1,25 °С).

Враг – русская зима

Тем временем русские продолжали «наступать на пятки» французам, преследуя потрёпанные деморализованные части противника. Как вспоминали очевидцы, вид врага был жалок – множество французов лежало у края дорог, дожидаясь смерти от холода. Раненые и ослабленные, они не могли идти и просто молили о скорой смерти. Знаменитый генерал Денис Давыдов так вспоминал жуткую дорогу:

«Сани мои ударялись об головы, руки и ноги замёрзших или почти замерзающих; это продолжалось во всё время движения нашего от Понарей до Вильны».

Стоит признать, что и русская армия страдала от суровых зимних морозов, но здесь солдаты были гораздо лучше экипированы, имели возможность эвакуировать раненых и пострадавших от холода. Кроме того, немалую роль оказывал и подъём боевого духа. Французы же мечтали просто каким-то чудом добраться домой – сил и возможностей сражаться у них уже не было.

Русские офицеры и даже некоторые французские военачальники в своих мемуарах отмечали, что нередко приходилось видеть случаи каннибализма со стороны французов. Если же удавалось заполучить конскую падаль, она считалась настоящим деликатесом.

Изгнание врага

Оказавшись в Вильне, французские солдаты начали громить магазины и склады, стараясь урвать хотя бы кусок хлеба. Ситуация была действительно катастрофической – и маршал Мюрат прекрасно понимал это. Под прикрытием корпуса Нея он принял решение отступать из города. 11 декабря 1812 года французские части оставили Вильну, а вскоре сюда прибыл российский император Александр I.

Армии Кутузова и Чичагова, вступившие в Вильну, имели значительное численное превосходство над ослабевшим врагом. Та самая «Великая армия» Наполеона, бросая пушки, спешно бежала к границам Российской империи. Французы направлялись к Ковно. Положение было критическим. Одна только императорская гвардия, насчитывавшая летом 1812 года (в начале вторжения в Россию) около 47 тысяч человек, сейчас с трудом могла собрать 4 тысячи солдат.

Преследуемые русскими войсками, французы начали переходить на территорию Варшавского герцогства. Как сообщал военный теоретик Карл Клаузевиц, через Неман переправилось около полутора тысяч вооружённых солдат и множество безоружных воинов, более напоминающих несчастных уличных бродяг, голодных и укутанных в жалкое тряпьё.

Вот так бесславно завершился поход Наполеона в Россию. Полный разгром Великой армии был обусловлен не только успешными сражениями, но и энергичным и результативным преследованием, которое русские вели от Березины до Немана.

«Французская армия оказалась совершенно уничтожена, а больше результата и представить нельзя», – писал Клаузевиц.

И здесь с ним сложно не согласиться.

Читайте также:

Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))