Среди гор, неподалеку от села Дештне, стояла некогда стеклодувная мастерская. Плавильня, как раньше говаривали.
Работы здесь всегда хватало, угольщики только и успевали привозить древесный уголь для плавки стекла. Работали промеж других стекольщиков два юных приятеля. Один из них, Ондра, сын бедной вдовы, был знатным умельцем. Он подготавливал плавку и умел сделать стекло чистым, прозрачным и красивым. Второго из приятелей звали Вацлав, он был сыном самого хозяина-стеклодува. Он только что вернулся из странствия по белу свету, где набрался опыта, и теперь привносил свои новые уменья в плавильню. Он придавал стеклу всевозможные удивительные формы. Новые узоры, что создавал Вацлав, были такими чужими и незнакомыми, будто вовсе и не относились к нашим Орлицким горам. Ондре все эти новшества ничуть не нравились.
"Вот бы суметь выдуть цветы, которые растут у нас на лугах и в лесах. А еще бы измудриться сделать бабочек, чтоб трепетали в воздухе и на те цветы садились, вот это было б чудесно", мечтал Ондра, бродя по окрестностям.
Однажды в воскресенье пополудни, уже была почти весна, забрел он в раздумьях аж на самый Граничный холм, под Великой Дештной. Холм этот весьма порядочной высоты, так что нет ничего удивительного в том что парень, пока взбирался, весь вспотел, и от усилия одолела его сильная жажда. Дошел он до родника под самой вершиной, и наклонился к воде напиться. Да остановился как вкопанный. Вокруг ключа росли стеклянные цветы.
"Откуда они тут взялись?!",- оторопел Ондра. Он внимательно присмотрелся и увидел, что это не стекло, а лед. Тысячи нежных крошечных капелек сотворили на стеблях высохших трав прекрасные ледяные цветы и цветочки, листики, звездочки. Чего там только не было, и все это в лучах солнца сияло и переливалось.
"Ай да великолепие!",- подумал Ондра.
"Какие прозрачные цветки, какие у них нежные листочки! Вот это да! Вот так уметь выдуть из стекла, вот это впрямь красота, это не то что все эти крученые да мудреные фокусы-покусы Вацлава, которые нравятся лишь хозяину, его собственному отцу. Вот бы так суметь",- вслух выдохнул Ондра.
"Если ты и вправду этого хочешь, сумеешь",- раздался у него за спиной девичий голосок. Паренек обернулся чтобы посмотреть, что за девушка отправилась за ним в путь из деревни, и от удивления окаменел. За ним стояла красивая дева, ее длинные волосы сверкали на солнце как золотые.
"Каченка!", озарило Ондру.
"Да, ты сумеешь делать такое стекло. Но помни, что ты и каждый, кого ты научишь, должны будете работать сердцем, ради красоты и на радость другим, а не для наживы. Попробуй завтра в плавильне и увидишь", - с улыбкой закончила Каченка, и растаяла, как рассеивается туман над горами.
Ондра стоял как во сне. От мамы он слыхал, что принцесса Каченка помогает беднякам, но чтобы она выбрала его!
Дома паренек сидел как на иголках, даже не мог толком доспать. Голова его была полна новых идей. До зари поспешил он в плавильню. Подготовил плавку и собрался начать. Хозяин пришел в мастерскую, и, удивленно зевая, спросил Ондру, что он делает в такую рань. И подивился еще больше, когда увидел, как из стеклянного вещества в руках у Ондры вырастает один цветок за другим.
"Люди добрые, поглядите, ведь это же ромашка, что всюду летом растет, а это колокольчик луговой, а это... Матерь Божья, это же яблоневый цвет, он у нас через пару недель расцветет!"
Старый хозяин перебегал от одного изделия к другому, и уже доставал с полок самые лучшие кувшины, миски и вазы чтобы Ондра украсил их своими цветами. И Ондра создавал из раскаленного податливого стекла все то, что так давно носил в мыслях. Он был как во сне, все еще не мог поверить, что его самое заветное желание впрямь стало явью.
Все стеклодувы дивились на красоту. Тотчас же разошелся слух, что в плавильне творится что-то удивительное. Люди приходили чтобы своими глазами увидеть то, о чем им поведали пораженные соседи. Даже сам господин приехал из замка посмотреть, что там придумали дештненские стеклодувы. С изумлением рассмотрел он работы Ондры и тут же договорился с хозяином о покупке всех готовых изделий.
Когда дворянин уехал, хозяин вернулся и выложил перед Ондрой половину выручки. Ондра не хотел брать деньги, говоря, что работает на радость себе и людям, но старый стеклодув ответил ему: "Создавай эту красоту с любовью и от сердца, по-другому и не выйдет. Но за труд должно платить. И не думай, что прибыль мы всегда будем делить поровну, сегодня-то день исключительный. С этой поры ты мастер в этой плавильне, все будут тебя слушаться как меня самого. И как мастер станешь получать жалованье."
Ондра был совершенно ошеломлен и от всей души благодарил Каченку за чудесный дар. Никто не смог бы подарить ему ничего лучше этого.
Что же было дальше? Само собой, только хорошее. Ондра женился, жил в радости, и друга своего Вацлава научил делать цветы из стекла. В одиночку ему было не справиться, так было много заказов. В их плавильню приезжали не только окрестные купцы, но и из далеких краев, покупали и развозили Ондрово стекло все дальше и дальше, чтоб и чужеземцы могли любоваться этой красотой.
Сегодня в Дештне уже нет той плавильни, но искусное стекло кое-где еще сохранилось.
Перевод с чешского - Мария Игнатьева, 2018г.