Найти тему

Влияние соц. сетей на жизнь подростков.

Анализ негативного влияния социальных сетей

Согласно исследованию Pew Research, для подрастающего поколения грань между реальным и виртуальным общением сильно размыта, и дети устанавливают глубокие и значимые для них взаимоотношения с друзьями как офлайн, так и онлайн.

Несмотря на заметный рост интенсивности онлайнового общения, многие из юных участников опроса Pew Research Center отметили, что чувствуют себя опустошенными перед большой аудиторией в реальности и испытывают давление, связанное с необходимостью поддерживать свой идеализированный онлайн-образ.

Кроме того, подростки считают, что могут сохранить тесные взаимоотношения с друзьями, даже не встречаясь с ними лично. Согласно опросу 1060 подростков от 13 до 17 лет, текстовые сообщения остаются самой популярной формой онлайн-общения между ними. Только 25% опрошенных детей отметили, что встречаются со сверстниками вне школы каждый день.

Даже с лучшими друзьями тинэйджеры предпочитают проводить время друг у друга дома для совместного времяпрепровождения онлайн в социальных сетях или на игровых платформах. Виртуальное пространство становится гораздо популярнее кафе и торговых центров.

Так как же социальные сети влияют на подростков? Несмотря на кажущуюся безобидность, сайты для общения в интернете наносят реальной жизни непоправимый урон. Они отнимают массу ценного времени, которое могло бы быть потрачено на учебу или физическое развитие. Помимо колоссальных временных затрат, они препятствуют адекватному мышлению, оказывая влияние и искажая чувство мировосприятия. В результате такого воздействия и без того восприимчивый подросток обретает массу психологических проблем, становясь более закомплексованным и нервным.

Результатом влияния социальных сетей может стать:

Неумение общаться в реальной жизни. Освоив виртуальные коммуникации, подросток приходит к выводу, что контактировать с людьми в интернете гораздо проще: тут он может скрыть свои эмоции или взять тайм-аут на размышления. При живом общении эта возможность отсутствует. А привыкший к социальным сайтам ребенок уже не может правильно и быстро сформулировать свой ответ, в связи с чем испытывает немалые трудности.

Интеллектуальная деградация. Подростковый возраст — самое лучшее время для усвоения новой, достаточно сложной информации. Проводя время в интернете, дети пренебрегают учебой, лишая себя возможности получать новые и интересные познания.

Отсутствие способности грамотно формулировать мысли и желания. Донести их до виртуального собеседника гораздо проще — тут допустимы элементарные орфографические ошибки, напрочь отсутствует пунктуация, а вместо правильной формулировки сложных предложений можно заменить любую эмоцию смайлом.

Зависть. Глядя на красивые посты своих друзей, подросток начинает невольно комплексовать. Он убеждается в том, что его жизнь не так насыщена и интересна, как у его сверстников. В результате этого вся деятельность ребенка концентрируется в стремлении сыграть правильную роль, запечатлеть лучшие кадры своей повседневности, при чем не для собственного удовлетворения, а для одобрения друзей.

Потеря интереса к реальности. Подростки, зацикленные на виртуальном общении, не могут представить свою жизнь без друзей из интернета. Просмотр новостей в ленте вызывает у них гораздо больше эмоций, чем простые человеческие ценности.

Искаженное восприятие себя. Самоутверждение подростка напрямую зависит от числа подписчиков и количества лайков под его постами. По его мнению, от этих критериев зависит отношение к нему окружающих. Так, популярный в социальной сети ребенок становится самовлюбленным, а у владельца недостаточно просматриваемого аккаунта начинают формироваться комплексы.

Эмоциональная иллюзия. Из-за отсутствия живого общения подросткам сложно распознавать настоящие эмоции друг друга, в результате чего диалог с собеседником иногда воспринимается в корне неверно — несторожно сказанное слово может оттолкнуть и даже ранить.

Беспричинная ревность. Влюбленных подростков подстерегают ещё большие проблемы. Необдуманное добавление в друзья особей противоположного пола или ненавязчивое общение с ними может превратить нежную и понимающую вторую половинку в настоящую фурию, готовую взорваться от одного неверного слова.

Зацикленность на внешности. Новые смартфоны открывают для подростков уникальные возможности. Владельцы современных девайсов могут делать потрясающие снимки, не отличающиеся от профессиональных звездных фотографий. И если после этого ребенок не получает желаемого одобрения, он начинает искать в себе недостатки. И самое странное — находит! Даже не задумываясь о том, что причиной отсутствия лайков может быть низкая посещаемость сайта, плохая камера или просто неподходящий ракурс.

Низкая стрессоустойчивость. Раньше люди выплескивали весь негатив в лицо собеседнику. Сейчас же драки в подворотнях трансформировались в виртуальные разборки, нередко становящиеся массовой травлей неугодного. Такое развитие событий может не только унизить, но и спровоцировать настоящую депрессию.

-2

Из-за негативного влияния на подростка обрушивается целый спектр надуманных проблем, значение которых сильно переоценивается в силу переходного возраста. У испытывающих постоянный стресс отмечаются беспричинные перепады настроения и нарушения сна. Находясь в постоянном нервном напряжении, они перестают извлекать пользу от общения в социальных сетях и всё чаще чувствуют себя одинокими и недопонятыми.

Кроме эмоциональных и социальных проблем подросткам, проводящим много времени в интернете, становится сложнее выполнять повседневные задачи и грамотно распоряжаться собственным временем. Из-за длительного погружения в виртуальный мир у них ухудшается способность концентрировать внимание, в результате чего дети становятся рассеянными, забывчивыми и тревожными.

Негативное влияние не ограничивается психологическими проблемами. У подростков нередко отмечается ухудшение умственного развития. Отследить эти показатели можно, проанализировать школьную успеваемость. Как правило, под влиянием социальных сетей учащиеся начинают отставать по предметам, которые ранее с легкостью воспринимали. Им становится сложно с первого раза понять всю информацию, доносимую учителем.

Замыкает список проблем, возникших под влиянием социальных сетей, ухудшение здоровья подростка. Из-за малоподвижного образа жизни у него меняется осанка, от которой зависит формирование и расположение органов брюшной полости. Нередко страдает и зрение, сохранность которого не способны гарантировать даже самые современные смартфоны, планшеты и ноутбуки.

Всевозможные компьютерные технологии существенно расширили сферу действия как позитивных, так и негативных факторов духовно-интеллектуального развития подрастающего поколения. Но главные проблемы заключаются в следующем. Подростки бесконтрольно находятся в соц. сетях. Родители чаще всего не интересуются, что за видео смотрят их дети, что за музыку слушают. А главное с кем они знакомятся. В наше время это нельзя оставлять без внимания. Скорее это даже опасно. Подросток может «уходить» в виртуальный мир полностью, забыть о своих обязанностях, учебе и друзьях в реальном мире. Время, проводимое в Сети, может стать настолько притягательным, что у человека вырабатывается нездоровая привязанность или зависимость от интернета.

-3

В последнее время социальные сети занимают все более значимое место в нашей жизни. Что же касается влияния, то социальные сети оказывают различное влияние на своих пользователей, в частности вызывают зависимость у их пользователей, особенно детей и подростков. Итак, социальная сеть выбирает в качестве своих потенциальных жертв школьников и студентов. И, к сожалению, нельзя не отметить тот факт, что именно у этой части населения уже на физиологическом уровне сформировалась маниакальная привязанность к телефону и плейеру.

С одной стороны социальные сети укрепляют взаимосвязи, если у подростка есть и реальное общение. С другой стороны, если ребенок замкнутый, необщительный, имеет конфликтные отношения с одноклассниками, нет контакта с родителями, то социальные сети являются единственным источником для удовлетворения его потребности в общении. Когда подросток взаимодействует только с компьютером, социальной сетью, в реальности не умеет строить отношения и выражать свои чувства, тогда это становится зависимостью.

Наконец, это колоссальный вред для здоровья. Со стороны физического здоровья - нарушение зрения, осанки, проблемы с желудком (из-за нарушения режима дня и графика питания).

Со стороны морального влияния - зависимость, раздражимость, негативные эмоции. Также отмечается, что сами подростки не считают, что социальные сети отвлекают их от важных дел, а наоборот уверены, что те помогают им сделать жизнь намного проще и комфортнее. Попробовав общаться в социальных сетях, ребёнок понимает, что в виртуальном пространстве процесс общения гораздо проще и безопаснее. Потому что можно в любой момент «включить» или «выключить» собеседника, руководствуясь только своими желаниями, а не искать компромиссы во мнениях, не пытаться проникнуться эмоциями другого человека для взаимопонимания и сочувствия. Но все же прежде, чем судить о пользе или вреде социальных сетей, необходимо рассмотреть, какие потребности удовлетворяет в них каждый конкретный человек.

Положительное влияние

Влияние социальных сетей на человека. Плюсы: Социальные сети дают нам безграничные возможности саморазвития: здесь мы можем посмотреть любой заинтересовавший нас фильм, послушать музыку, почитать научные статьи, книги, афоризмы известнейших мыслителей всех времен, скачать аудиокниги в машину. Мы можем использовать социальные сети, чтобы научиться плести макраме, выучить иностранные языки, заняться йогой или освоить арабские танцы - на просторах социальных сетей можно найти огромное количество обучающих видео. Кроме того, социальные сети оказывают нам незаменимую помощь в учебе.

-4

Во-первых, они служат глобальным коммуникационным каналом - мы можем обмениваться конспектами, рефератами и презентациями с одноклассниками. Во-вторых, вы можем вступить в сообщество, посвященное какой-либо тематике и досконально изучить вопросы истории России XVII-XVIII вв. или основы развития менеджмента в странах запада. Для этого здесь есть ссылки на актуальную литературу, видео- и фотоматериалы, существует возможность обсудить проблемные вопросы с единомышленниками. Социальные сети - это ещё и площадка для развития собственного бизнеса. Здесь абсолютно бесплатно каждый человек может прорекламировать свой цветочный магазин, новое арт-кафе или службу доставки пиццы. Можно сделать бизнес известным не только кругу знакомых, но и всем жителям своего города или даже страны.

-5

Социальные сети - это возможность не только сделать известным новый бизнес, но и площадка для пиара уже имеющейся организации. Вы можете найти здесь новых клиентов, повысить лояльность постоянных покупателей, организовав здесь конкурс на лучшее фото, к примеру, в продаваемой вами одежде, и учредить приз за первое место. Влияние социальных сетей на человека сегодня переоценить невозможно - мы имеем возможность использовать огромное количество информации, развивать своё мышление и самосовершенствоваться - главное не упустить эту возможность.

Влияние социальных сетей на человека. Минусы: Мы слишком много тратим время на бессмысленное времяпрепровождение в социальных сетях. Россияне сегодня находятся по этому показателю на втором месте в мире. Наши дети заводят свою страничку в социальных сетях в среднем в возрасте 10 лет. Треть из них уверены, что родители были бы недовольны, если бы узнали, чем они там занимаются. Мягко говоря, статистика неутешительная. Во-первых, такое проведение досуга негативно сказывается на нашем здоровье. Медикам часто задают вопросы: «как проснуться в хорошем настроении?», «как побороть усталость и сохранить хорошее самочувствие в течение всего дня?». Отвечая на них, врачи единогласны: «Не стоит проводить в социальных сетях слишком много времени. Не сидите за компьютером перед сном - обилие информации раздражает нашу психику, и сон становится более беспокойным, а на утро появляется ощущение, что мы недостаточно хорошо отдохнули».

Как уже было сказано, социальные сети вызывают зависимость у своих пользователей. Разберем это более подробно. Явление компьютерной зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с конца 80-х годов. Первыми с ним столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, которые используют в своей деятельности интернет и несут потери в случаях, когда у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию в сети.

У рабочих уменьшается работоспособность, рассеивается внимание, и хотя физический вред здоровью при компьютерной зависимости не настолько очевиден, как, например, цирроз печени при алкоголизме или возможность сердечного приступа при употреблении кокаина, риск для здоровья все-таки существует. Появляется усталость, иммунная система человека становится ослабленной, после чего повышается вероятность заболевания.

К тому же, сидячий образ жизни может привести к возникновению проблем с позвоночником, а неправильное освещение — к различным заболеваниям глаз. Среди всех описанных диагнозов, как наиболее близкую модель, можно использовать «патологическое влечение к азартным играм». Если следовать этой модели, то привыкание к Интернету можно определить как расстройство привычек и влечений, не вызванное химическими веществами. Сейчас существует предположение, что Cyber Disorder (CD) войдет в международную классификацию болезней DSM-V наряду с другими нехимическими аддикциями — гэмблингом, любовными, сексуальными, ургентными, аддикциями избежания отношений, патологическим влечением к трате денег и работоголизмом. Достаточно активные исследования в этой отрасли ведутся с начала 90-х годов и в отечественной психиатрии и психологии.

И с каждым годом их интенсивность возрастает параллельно росту количества лиц, пользующихся компьютерами. Появляются новые работы как отечественных авторов, так и зарубежных, которые посвящены следующим аспектам: проблеме компьютерной зависимости; влиянию виртуальных взаимоотношений на личность; исследованию идентичности у пользователей компьютерной сети и процессов самопрезентации в сети; психологическим аспектам коммуникативных процессов в сети. В настоящее время выделяют 5 типов компьютерной зависимости : навязчивый серфинг (путешествие в сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам); страсть к онлайновым биржевым торгам и азартным играм; виртуальные знакомства; киберсекс (увлечение порносайтами); компьютерные игры. Существует разница и между типом деятельности в сети.

Компьютерные аддикты большую часть времени втянуты в социальную активность, такую как участие в новых группах, чатах, форумах, 1CQ. Не аддикты большую часть времени путешествуют в сети в поисках информации на сайтах и используют свой почтовый ящик (e-mail). Ключевая разница состоит в том, что аддикты пробуют создать новые взаимоотношения в сети, в то время, как не аддикты лишь поддерживают уже существующие связи посредством почты. Зависимые от компьютера чаще испытывают дистресс как минимум в одном из пяти сфер: социальной, профессиональной, учебной, финансовой или физической.

Сравнительный анализ

-6

Проблемы всегда возникают как следствие зависимости от компьютера и пренебрежения различными аспектами жизни взамен на виртуальную реальность. Согласно гипотезе Griffiths (1996) развитие компьютерной зависимости может быть обусловлено разными факторами: процессом печатания, средой коммуникации, отсутствием межличностного общения, чрезмерным интересом к порнографическим сайтам, социальной активностью в сети (чаты, компьютерные игры).

Большинство манипуляций информацией в информационном обществе происходят с помощью интерактивных форм взаимодействия и воздействия, поскольку это значительно ускоряет процессы получения и ее обработки. Таким образом, обесценивается живое общение, превращаясь в виртуальное, выгодное и доступное, позволяющее в кратчайшие сроки одновременно обрабатывать множество информационных потоков.

Виртуальное общение включает в себя новые знаковые системы, образуя новый язык информационного общества. Новая система знаков выступает средством общения в сети, а также управляет информационными потоками. Через виртуальный язык пользователи интернетом самовыражаются, передают важную информацию.

Виртуальное «Я» индивида реализуется и существует через речь, которая обладает следующими характеристиками: ситуативность, неполнота, в отличие от обыденной речи; возможность коммуникации с несколькими людьми. Общаясь сразу с несколькими пользователями интернета, индивид может почувствовать себя успешным, но в дальнейшем это может оказать в общении негативную роль.

Виртуальное общение и реальное имеют между собой существенную разницу. Общаясь виртуально, пользователи интернета обращают внимание на кругозор, ум, юмор собеседника, умение вести беседу, по своему вкусу «дорисовывают» образы, наделяют их несуществующими качествами.

Основная проблема виртуального знакомства заключается в том, что чем дольше люди общаются в интернете, тем будет больше несовпадений в образах. Если в будущем пользователи интернетом планируют продолжить знакомство в жизни, то психологи советуют не затягивать с виртуальным общением и перевести его максимально быстро в реальное. Однако и это не гарантирует от разочарований, обманутых ожиданий и несовпадений представлений с реальными образами.

Виртуальное общение являет собой особый мир, в котором индивид может быть или самим собой или кем-то другим, при этом, не боясь выражать свои чувства, эмоции, совершая невероятные поступки и не боясь об этом пожалеть. Анонимность, свойственная интернет-коммуникации, дает чувство безопасности и защищает от разочарований, позволяет экспериментировать со своим образом, в то время, как реальная жизнь способна восприниматься как источник обид, боли, разочарований и быть наполненная страхами.

Проблемой виртуального общения является то, что ребенок в период формирования личности проводит все свое свободное время за компьютером. Многие взрослые не находят времени, чтобы заниматься собственными детьми, поэтому изначально компьютер для них выступает настоящим спасением, поскольку ребенок пребывает дома и всегда увлечен. А между тем виртуальная зависимость от общения сродни алкогольной или наркотической зависимости, которую нельзя оставлять без внимания.

Еще одна удручающая тенденция заключается в том, что современный человек вытесняет реальное общение виртуальным, утрачивая способность поддерживать разговор при общении с глазу на глаз. Сегодня у психологов возникает сомнение в том, умеем ли мы общаться? Общение в виртуальном режиме подразумевает несоблюдение правил грамматики и пунктуации, составление максимально простых предложений, использование чрезвычайно бедного словарного запаса, замену эмоций смайликами - все это негативно отражается на реальном общении. Кроме того, человек словно прячется за своим виртуальным образом, теряя способности к самопрезентации в реальном мире.

Так, в сети Интернет любой молодой человек, может выдавать себя за уверенного в себе молодого человека, а в действительности являться закомплексованным студентом-первокурсником. Имея такой образ в социальных сетях, ему будет сложно общаться и знакомиться с людьми в режиме настоящей жизни.

Учитывая выше сказанное, можно сделать вывод, что социальные сети несут в себе гораздо больше вреда, нежели позитивного влияния. Да, в них есть свои плюсы, но они малы по сравнению с ущербом, которые соцсети наносят на своих пользователей, в особенности на неокрепшую психику подростков.