Вот такая вот интересная информация для начала. Количество денежных переводов от трудовых мигрантов - киргизов из России на родину в Кыргызстан за последние несколько месяцев выросло на 25%. Это связано с количеством строек в России и с общим развитием промышленного производства. Для тех, кто привык к информационной рутине подобная информация станет поводом для радости или раздражения, а для нас привыкших оценивать происходящие события с точки зрения макро - экономического анализа подобная информация стала поводом для не весёлых размышлений. А именно.
Россия имеет постоянные денежные потоки в страны Центральной Азии но так и не удосужилась привязать эти страны к своей валюте. Более того, все страны ЦА точнее их банки прекратили обслуживание российских карт "Мир", что в целом выглядит, очень странно. Налицо явная зависимость этих стран от российского рынка труда. Налицо прямые инвестиции в экономики этих стран со стороны России, посредством транзита средств трудовыми мигрантами из России к себе на родину, а российская финансовая система подвергается дискриминации в этих самых странах. Это парадокс из парадоксов.
При наличии профессиональных компетенций и профессиональной пригодности, российские финансовые власти уже давно бы могли создать единый валютный рынок на основе российского рубля. Основная причина по которой российские финансовые власти не делают этого, является не желание укреплять российский рубль, поскольку без твёрдого рубля никакая общая валюта на его основе не возможна. И тут сиюминутное желание российских финансовых властей в обеспечении макростабильность в самой России упирается в утрату стратегических возможностей в будущем.
Дело в том, что в самой ЦА есть масса проектов, которые Россия могла бы "застолбить" за собой и финансировать их строительство не долларами и евро, а рублями. Но российские власти боятся этого, почему чуть ниже, а пока приведём пример.
Центральная Азия остро нуждается в собственной электро - энергии. В свое время ещё при СССР планировалось построить Камбаратинскую ГЭС-1 или Камбар-Ата-1. Проект постоянно отодвигали в сторону, как довольно затратный. Но сейчас "спонсоры" нашлись. И это представители Запада. В марта – 29 числа председатель кабинета министров республики Акылбек Жапаров принял директора представительства Азиатского банка развития в Кыргызстане Чжэна Ву.
Для справки. Азиатский банк развития, это аналог Всемирного банка, основные владельцы это США и Япония совокупно ок. 16% акций, что даёт возможность проводить все значимые решения в свою пользу. В банке участвует Китай и Индия с долями ок. 6-7% каждый но поскольку обе страны в конфронтации консолидированного голосования у них не получится. Доля союзной Японии и Штатам Австралии ок 6%, что позволяет в совокупности проводить любые решения.
Особое внимание было уделено реализации проекта строительства ГЭС «Камбар-Ата-1», отметив его как один из значимых не только для КР, но и всего Центральноазиатского региона. Река Нарын является крупнейшей рекой Кыргызстана; уже на территории Узбекистана, сливаясь с Карадарьей, она дает начало Сырдарье. Река течет в горах, имеет падение более 3 км и большой гидропотенциал – 36,5 млрд.кВт.ч в год. В советское время, на этой реке был построен Нарынский каскад – Токтогульская, Курпсайская, Ташкумырская, Шамалдысайская, Учкурганская ГЭС, Последним этапом строительства должна была стать ГЭС «Камбар-Ата-1». Общая стоимость проекта 4,5 млрд. долларов, что по нынешним временам, когда в топку войны США кидают куда большие суммы не так уж и много. В том числе и для России. И поскольку это проект бывшего СССР то для Москвы было бы естественно поучаствовать в нём. И финансировать стройку не долларами, а рублями, которых у России достаточно ибо деньги в наше время это ресурсы. А ресурсы у России есть. Вместо этого, Москва отдаёт инициативу Азиатскому Банку подконтрольному США. В результате все республики ЦА, становятся по сути заложниками Запада, а Россия лишается гео - стратегического контроля над энергетикой региона.
Странное не желание финансовых властей России утвердить свою валюту в Центральной Азии и не желание использовать свою валюту в качестве инструмента мягкой силы, связано прежде всего с тем, что сырьевой сектор РФ привык зарабатывать дважды и на продаже сырья и на девальвации рубля. Между тем "сырьевая философия" Москвы, может дорого обойтись стране в гео - стратегическом плане. Поскольку надеяться только на военную силу было не правильно. Привязка республик Центральной Азии к твёрдому рублю,дало бы не только мощнейший инструмент мягкой силы но и рынок необходимый для того, что бы рубль мог бы претендовать на статус одной из резервных валют. Но подобный статус рубля требует повышенной ответственности от российских чиновников к чему они видимо не готовы. Потенциал ЦА для российской макро - экономики огромен. Нужно просто обратить на него внимание.